Все начиналось с мыловарения в домашних условиях
Мне хотелось создавать что-то своими руками. Мое увлечение начиналось с лекарственных трав, потому что еще в детстве я с интересом наблюдала, как дедушка дома варил различные мази.
В 2016 году я записалась на обучающие курсы по мыловарению в Ташкенте, которые стоили 100$. Решила готовить натуральное мыло для своих детей, чтобы не использовать средства с химической добавкой.
Сначала я дарила готовый продукт своим друзьям — они восторженно отзывались о моей продукции. Немного позже моя знакомая заказала для своего коллектива 600 кусочков мыла. Именно этот случай подтолкнул меня сертифицировать свою продукцию.
Первое название было Hand made with love. После сертификации первого вида мыла начала думать о новом логотипе. La Lavande пришло в голову быстро, так как хотела, чтобы наименование компании звучало не только красиво, но еще обладало хорошим значением.
Лаванда считается символом душевного равновесия, способствует самопознанию, медитации, быстрому восстановлению сил. Посоветовалась с мужем и получила его одобрение — так и началась история La Lavande.
В целом запустила я свой бизнес, когда совсем отсутствовал спрос на натуральную косметику — можно сказать стояла у его истоков. В то время еще не знала, что спустя некоторое время эко косметика войдет в тренд.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Я все время повышала свою квалификацию — обучалась в Москве, затем в Риге в Школе по мыловарению и приготовлению косметики, проходила курсы по ароматерапии.
На обустройство магазина ушло примерно $5 тыс. На стеллажи потратила около $2−3 тыс. Покупать специальное оборудование для изготовления мыла не пришлось, так как все делается вручную. Над выполнением поступившего заказа работают три человека в течение двух−трех дней.
К сожалению, в Узбекистане сложно найти качественные наборы, поэтому тару для оформления продукции заказываю у поставщиков из Китая и Франции. Сумма инвестиции составляет около $5 тыс.
Тренд на натуральную косметику
Наша команда изучила целевую аудиторию самостоятельно. Если в России уже 10−15 лет назад женщины знали о пользе натуральной косметики, то этот тренд в нашей стране возник только три−четыре года назад.
Нам приходилось объяснять предназначение и положительный эффект органической косметики, несмотря на то, что она в два раза дороже продающейся в масс-маркете. Таким образом мы растили для себя свою аудиторию.
Бывало и так, что клиенты с проблемным лицом приобретали нашу продукцию с сомнением и недоверием, но затем, видя результаты, оставались довольными и повторно покупали товар.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Ошибочно думать, что хорошо пенящийся шампунь обладает полезными свойствами. Химический состав шампуней и косметики масс-маркета включает в себя сплошные силиконы, сульфаты и парабены, нанесение которых на кожу головы приводит к проблемам, связанными с выпадением волос, появлением аллергии.
В состав нашей косметики входят только натуральные компоненты — растительные экстракты, морская соль, грязи и водоросли. За счет этого себестоимость дороже по сравнению с той, что продается в масс-маркете.
Средний чек при покупке получается около 400 тысяч. Весь уходовый набор включает в себя шампунь — 105 тыс., бальзам — 85 тыс., маску для волос — 43 тыс., гидролат для волос 70−80 тыс.
Продажи растут во время праздников, летом этот показатель совсем небольшой. В пик сезона в месяц оборот может достигать $10 тыс., если не сезон, то примерно $3−4 тыс.
В течение двух лет вышли на прибыль. Маржа составляет примерно 15%. Пока увеличить эти цифры не удается — не все готовы покупать мыло за 27 тыс. сумов за штуку.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сертификация и закуп сырья — больная тема
Каждый продукт, представленный на полках, нужно сертифицировать. Допустим, если выпускаем три вида шампуня, то должны быть отдельные сертификаты для каждого, к примеру, виноградного, цитрусового и миндального.
Мы производим мыло 30 видов и каждый из них имеет сертификацию. Один сертификат стоит 4 млн сумов и его срок действия составляет только три года.
Сертификация проходит следующим образом: продукты сдаются на тестирование безопасности по четыре штуки, испытания проводятся на животных. Некоторые местные компании размещают на упаковке своих продуктов надпись вида «не тестируется на животных».
Это недостоверный факт, так как наш инспекционный орган по сертификации никогда не выдаст сертификаты без подобного тестинга. Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем эту процедуру отменили. К примеру, Европа и Россия уже перешли к альтернативным методам.
Вместе с тем у нас очень дорогой закуп сырья из Англии, растаможка идет 100%. Например, тонна сырья обходится примерно около $8−10 тыс.
Кроме того, мы не можем изготавливать сразу большое количество продукции с учетом кратковременного срока годности наших товаров. Например, самый минимальный срок годности у масок составляет 28 дней, у шампуней — шесть месяцев.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сырье закупаем в Stephenson. Эта компания имеет международные сертификаты органики такие, как ECOCERT, COSMOS. Подобные лицензии очень сложно получить, и их выдают только американские или европейские организации-эксперты.
Объемы производства колоссально изменились по сравнению с началом бизнеса. Когда я начинала свой бизнес в домашних условиях, то изготавливала только мыло по мере поступления заказа. Сейчас у нас в магазине представлено 75 наименований продукции, предназначенной для ежедневного ухода всех частей тела.
Закрытие филиалов. До коронавирусной пандемии наши товары продавались в двух магазинах. Один филиал был расположен в Чиланзарском районе, другой в Мирзо-Улугбекском.
В прошлом году мы решили закрыть оба филиала и открыть обновленный бутик органической косметики ближе к центру города. Чиланзар, как оказалось, не совсем наша локация. Из 100% только 10% нашей аудитории приходили именно туда.
Итак, в мае этого года нам удалось открыть обновленную точку на Новомосковской (улица Аккурган — прим Spot).
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Продвижение: SMM и сотрудничество с блогерами
В 2017 году я начала продавать свою продукцию через Instagram — благодаря этой площадке нам удалось добиться узнаваемости бренда. Кроме того, участие на выставке «Тепло-маркет», где представляются hand-made работы, сарафанное радио, сотрудничество с блогерами эффективно помогают продвижению.
На оплату работы SMM-специалиста уходит 300$ в месяц, если нанимаем его на 3−5 дней, то выплачиваем 20$. Работа с ними налажена не на постоянной основе — из-за некомпетентности приходится их часто менять. Поэтому чаще всего я сама пишу тексты, ведь каждый рецепт, дизайн моей продукции, в которой нуждается мой клиент, создан именно мной.
Работа с женским началом. Сейчас у нас полноценный штат, состоящий из 10 человек. Приоритет при приеме на работу отдаю женщинам, так как эта сфера все-таки подвластна больше им.
Лавандовый рай
Лаванда, ростки которой привезены из Франции, для нас выращивается фермерами в Ташкентской области на органических полях без добавления пестицидов и селитры. Высушенные травы растения используются в приготовлении мыла, эфирных масел, гидролатов, лосьонов для тела.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Наш сегмент — это премиум класс органической косметики. Несмотря на сложность приобретения сырья и его дорогую цену, я изначально выступаю за высокое качество продукции. Хочется, чтобы посещение нашего магазина вселяло еще больше женственности девушкам и женщинам, и независимо от своего заработка они позволили бы купить себе уходовую косметику.
Планы. В будущем планирую наладить экспорт в страны СНГ, а пока заказы получаю только от знакомых из России и Казахстана.