В Узбекистане упорядочат медицинский туризм. Об этом сказано в законопроекте касательно развития частных медицинских клиник, опубликованном 1 ноября на портале обсуждения нормативно-правовых актов. Решение правительства пока что не принято, но очевидно, что соответствующий законопроект уже находится в разработке и будет скоро представлен для обсуждения общественности.
«Белые пятна» в нормативной базе всегда были тормозом в развитии медицинского туризма в стране, так как до недавнего времени отсутствовал какой-либо документ, регламентирующий связи между Министерством здравоохранения, Совета федерации профсоюзов и НК «Узбектуризм». В результате можно сказать, что медтуризм в Узбекистане сейчас практически отсутствует как единая система, но пытается зародиться в лице единичных случаев частных энтузиастов. С выходом решения правительства все должно сильно измениться.
Зачем туристам ехать в Узбекистан?
Узбекистан — страна с уникальной и богатой природой, ее нередко именуют «узбекской Швейцарией». Поэтично, но недалеко от реальности. Такие места как Заамин, Чимган, Бельдерсай, Невич, Айдаркуль, Китаб, Гиссар, Угам, Чаткал, Чинабад, Мерсиан, Акташ и многие другие позволяют стране соперничать за туристов с той же Швейцарией. Богатая растительность, целительный горный воздух, водоемы, неиспорченная промышленностью экология, размеренный ритм жизни — все то, что так успешно монетизируют в Европе, в достаточном количестве представлено в стране:
«В Узбекистане лечебно-оздоровительный туризм имеет множество ресурсов, способствующих развитию отрасли, огромный потенциал, связанный с наличием большого числа уникальных природных объектов, самобытными методами гармоничного оздоровления человека. Медицинский туризм значим еще и тем, что он не только способен повышать доходы национальной экономики, но и имеет свойство стимулировать развитие других отраслей, развивать инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных санаториев, помогая в укреплении здоровья населения страны. Именно с этой точки зрения все актуальнее становится формирование в стране современной системы медицинского туризма, оснащенной современным оборудованием, укомплектованной кадрами высокой квалификации, научной и методологической базой», — Азимжон Алиев, специалист Государственного комитета по развитию туризма.
Уникальные природные объекты, средь которых уютно расположились клиники, гостиницы и дома отдыха, как раз и сделали Швейцарию тем, чем она сейчас является в мире медицинского туризма. Местные компании и правительство Швейцарии всегда подчеркивают, что у них турист сможет не просто пройти лечение в клинике с современным медицинским оборудованием или получить первоклассную медицинскую помощь, но и провести время на красивой природе, отдохнуть не только телом, но и душой. Именно по этой причине в отдельных районах Швейцарии правительство старается всеми силами сохранить нетронутую природу, дабы предложить иностранцам еще что-то помимо высококлассной медицины.
Узбекистан — одна из немногих стран в мире, где присутствует практически весь спектр лечебного-курортного комплекса. К примеру, в санатории «Ботаника» есть термальные, хлоридно-гидрокарбонатные и натриевые минеральные воды — то, за чем тысячи туристов каждый год приезжают в Австрию.
В Джиззакской области активно применяют лечебную грязь из озера Балыкли — тем же туристов завлекает Венгрия. В Ташкентской области имеется скважина глубиной в 240 метров, минеральная слабощелочная вода из которой по составу и целебным свойствам не уступает водам знаменитого курорта «Ессентуки».
Горный воздух санатория Заамин, как и уровень живописности местности, ничем не уступает природе Швейцарии, бальнегрязевой санаторий «Чинабад» аналогичен санаториям Израиля. Практически все, чем завлекают к себе лидеры медицинского туризма, присутствует в наличии в Узбекистане.
Поддержит ли государство?
В 2015 году в страну прибыло 12 000 туристов по линии медицинского туризма, что может показаться неплохим результатом, если не сравнивать их, скажем, с Испанией, которую по той же линии ежегодно посещает от 500 000 туристов. Испания и Узбекистан лежат примерно на одной широте — у них похожие климат, флора и фауна. Да, у Испании есть прямой выход к морю, зато в Узбекистане больше горной местности. Самым важным аспектом, которым европейская страна сильно отличается от Узбекистана в сфере медицинского туризма, это инфраструктура, сервис и сама система:
«Специально для обслуживания иностранных пациентов в Барселоне была создана — при поддержке Мэрии и Правительства Каталонии — специальная структура, которая отвечает за организацию помощи на разных этапах — предоперационном, во время пребывания в клинике, и после выписки. Эта структура уникальна для Европы, поскольку речь идёт о своего роде Международном отделе не одного центра, а сразу 20 разных клиник, что позволяет нам охватить любую медицинскую специальность — от трансплантации до лечения наркозависимости», — доктор Энрик Майолас, один из организаторов European Medical Travel Conference.
Поддержка со стороны государства — фактор, который оказывает наибольшее влияние на развитие медицинского туризма в стране. Лишь в последние годы этой проблемой начали заниматься предметно.
Так, в 2016 году был принят документ, в названии которого непосредственно фигурировало словосочетание «медицинский туризм» — приказ, в рамках которого было намечено изучение международного опыта, разработка предложений по созданию законодательной основы для оказания услуг в сфере трансплантации органов, создание специальной комиссии и специального отдела по развитию медицинского туризма при Минздраве, создание отелей при крупнейших клиниках страны и многое другое.
В целом, этим документом практически была создана «дорожная карта» медицинского туризма на 2016−2017 гг. И судя по тому, что в сентябре 2017 года законопроект о трансплантации органов был не то чтобы бы разработан, но уже и одобрен (вступит в силу 1 января 2018 года), можно сделать вывод, что и другие пункты программы активно внедряются в жизнь.
Достаточно ли одной природы?
Безусловно, нет. Южная Корея, к примеру, стала одним из лидеров медицинского туризма не за счет уникальной природы, а благодаря передовым методикам лечения и, особенно, достижениям в сфере хирургической косметологии. Аналогично и с другими топ-направлениями — Израиль, Германия, США, Франция. Медицинский туризм не ограничивается курортно-лечебным комплексом, краеугольным камнем были и остаются вопросы квалификации врачей, доступности цен на операции и лекарственные препараты, количества медучреждений, докторов медицинских наук и других сотрудников. Приезжая на лечение в ту же Германию, человек на все 100% уверен в том, что доверяет свое здоровье профессионалам — «немецкое качество» уже давно стало знаком отличия.
К этому же стремится и Узбекистан — только за 2017 год в правительством было принято более 15 документов, направленных на повышение квалификации медсотрудников, увеличения числа медучреждений, оснащения их современным медоборудованием, доступности лекарственных средств, расширение и улучшение медицинского транспорта. На днях был принят законопроект, направленный на развитие частных клиник с выделением 14 млн долларов из бюджета. Все это может способствовать тому, что иностранные граждане будут со спокойной совестью доверять свое здоровье врачам Узбекистана.
Что дальше?
С 2010 по 2016 годы туристы, приехавшие в Турцию по линии медицинского туризма, потратили в стране 2,5 млрд долларов, к 2023 году эту сумму планируют довести до 20 млрд долларов. Узбекистан, развив инфраструктуру, использовав природные богатства, выведя медицину на первоклассный мировой уровень и упростив визовую политику, может в перспективе на равных конкурировать не только с Турцией, но и другими мировыми лидерами медтуризма. Тем более, что и иностранные инвесторы активно интересуются туристической отраслью Узбекистана. Платформа есть, государственная поддержка подоспела, инвестиции будут — дальше слово за бизнесом.