В Южную Корею и обратно
Окончил факультет журналистики Национального университета Узбекистана, защитил магистерскую диссертацию под руководством бывшего руководителя МТРК Бабура Алиханова на тему «Развитие социального виртуального сообщества на примере мини-модели абонентов мобильной связи»: «Это сейчас звучит смешно, а в 2007 году никто не мог представить, насколько виртуальное сообщество станет реальностью».
Начал карьеру пиар-менеджером в компании Paynet, почти полтора года проработал в Beeline маркетологом (В2С), один год — на позиции торгового представителя в южнокорейской компании Charmbud International Co LTD в России. В 2013—2015 годы работал над стартапами по рекрутингу в IT, принимал участие в различных проектах в Москве.
Подумывал остаться там на ПМЖ, но привычка рисковать и тяга к новым экспериментам вернула в Ташкент. С 2015 года является руководителем проекта сети пиццерий Chopar Pizza.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
«Икатовый стиль» сделал бренды безликими
Начинали с 12 сотрудниками. Я пришел в Chopar Pizza на третьем месяце ее существования по приглашению Ахмада Мелибаева, основателя проекта. С Ахмадом Бахромовичем мы знакомы по работе в Paynet, где он был региональным представителем Ферганской области. Начинали свой путь составом из 12 сотрудников, сейчас их намного больше и продолжаем расти.
Chopar Pizza до сих пор путают или считают причастной к проектам Бахриддина Чустий. Проблема была и есть в том, что все компании стали сливаться друг с другом на фоне «икатового наплыва», тенденция использования национального декора во всевозможных отраслях сделала бренды практическими безликими.
Chopar — то ли лагманная, то ли чайхана с пловешником. Скакун на лошади никак не вязался с представлениями людей о пицце как о типично итальянском или американском блюде. Поэтому моей первой задачей было сделать бренд узнаваемым, а в идеале — чтобы само слово Chopar стало аналогом слову «пицца».
Была мысль отказаться от национального дизайна и сделать полный апргейд концепции. Cоветовался с бывшими коллегами, партнерами, 8 из 10 настаивали на необходимости более привычного для пиццерии стиля. Решил для начала провести маркетинговое исследование и узнать своего потенциального клиента. Нужно было понять суть потребности рынка в секторе общепита и устранить имеющиеся недостатки в сервисе — на тот момент не было даже уникального торгового предложения. Маркетинговое исследование сделало свое дело, однако параллельно готовили апгрейд концепции, хотели полностью поменять дизайн. В итоге решили оставить скакуна с его лошадью на своем месте. Апгрейд сдали в утиль.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Заключили партнерские соглашения с крупными компаниями (Dewell, Beeline, Hey, Pepsi, Bringo, MyTaxi и многими другими). Старались любыми способами призвать людей попробовать хотя бы один кусочек пиццы — только так мы смогли бы получить отзыв и доработать продукт. Таким образом бренд был везде, люди его видели.
Не итальянская и не американская. Узбекская пицца
Пожив в Южной Корее, понял важность скрупулезного отношения к деталям. В этой стране бешеная и, в буквальном смысле, жестокая конкуренция. С посредственным продуктом на плаву не удержаться, к тому же, отношение потребителя к продукту во многом определяется именно мелочами.
Стереотипы — зло. Они не должны вас тормозить — можно и нужно создавать свой уникальный продукт. К примеру, есть стереотип, что пицца непременно должна быть тонкой, но на многих международных профильных мероприятиях, таких как Pizza Expo 2017 в Лас Вегасе, я убедился в абсолютной разнородности данного продукта. Пицца может быть открытой, закрытой, слайс-пицца, кальцоне, баффало, чикаго и вообще какой угодно. Условно, пиццей можно назвать даже блинчики, если на них накидать мяса.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Наш продукт — узбекская пицца. Использование казы в пицце — это новый формат, который мы внедрили. Еще одна авторская наработка — завернутые в тесто сосиски по краям пиццы, опция, которая позволяет при ограниченных размерах утолить голод большего числа людей.
Мы решили не размножать виды пиццы. Вместо этого разрабатываем различные опции к уже существующим. Этому есть логичное объяснение — всё должно продаваться, чтобы все продукты уходили и покупались свежие на другой день. Всё наше меню разработал Сардор Турдиалиев, повар с богатым опытом в ресторанном бизнесе.
Доставка на дронах и велосипедах в Узбекистане
От мобильного приложения, которое было у нас в самом начале, в итоге отказались. Причин для этого много: приложение теряется в куче собственных виджетов пользователя, ему нужен стабильный интернет, а любая правка в приложении требует работы целой группы специалистов (дизайнера, веб-разработчика, копирайтера и прочих). При создании Telegram-бота я отталкивался от своего опыта в Южной Корее, где мессенджер Kakao Talk содержит в себе все функции социальной сети, сервиса для продажи, прямых систем платежей и многого другого.
Пользователю удобней, когда всё в одном месте. Сначала хотели для этих целей воспользоваться мессенджером Facebook, так как в нем уже имеется готовая платформа, но в итоге сделали выбор в пользу Telegram-бота из-за его гибкости и большой аудитории в Узбекистане.
Диджитал работает лучше оффлайна. 80% нашего продвижения приходится на диджитал (социальные сети, СМИ, реклама в интернете) и лишь 20% — на оффлайн, в основном это наружная реклама.
Евгений Сорочин / Spot
Когда не хватает курьеров, прибегаем к аутсорсингу — привлекаем автовладельцев. Это выгодно для обеих сторон: мы не вкладываемся в транспортное средство, они получают дополнительный заработок. Сейчас доставка выросла у нас в отдельный проект с колл-центром и курьерами. Доставку осуществляем на автомобилях, рассматриваем в перспективе велосипеды. Кстати, мы даже разработали прототип велосипеда специально для доставки пиццы, но инфраструктура Ташкента пока не позволяет в полной мере развернуться. Дополнительно начали работать с агрегаторами по доставкам.
Среднее время доставки — 35−40 минут, в часы пик — дольше. Соотношение самовыноса и доставки у нас 50 на 50. Касательно фудтреков — они подходят только для недорогих видов еды, так как надо учитывать покупательскую способность. Экология тоже не позволяет развиться отрасли стрит-фуда на должном уровне — в городе довольно пыльно. Делали пилотный проект с доставкой пиццы дроном — эксперимент показал, что на практике пока это не реализуемо, так как нет соответствующих дронов, и законодательством их использование сильно ограничено. Больше изъянов, нежели преимуществ.
Сначала СНГ, потом — весь мир
Нам часто предлагали запустить пиццу-конструктор, но мы не хотим. Если человеку не понравится сочетание ингредиентов, которое он сам выбрал, у него останутся плохие ассоциации с вашим заведением. При таком раскладе велик риск потерять клиента.
Если можно внедрить новые технологии без потери качества продукта, надо их внедрять. Нарезка овощей вручную — рутинная и затратная по времени работа, которую мы решили доверить машинам в централизованном цеху. На филиалах остается только накладывать готовые свежие нарезки и выпекать.
Франшиза — быстрый и простой способ масштабироваться. Собираемся выходить на новые рынки по франчайзингу — сначала в областях Узбекистана и СНГ, позже — во всем мире. У нас грандиозные планы, но при этом мы отдаем себе отчет в том, насколько мы сами к этому готовы. Прежде чем транслировать что-то в мир, нам надо еще разобраться с собой, сформироваться как единый механизм — рынок пиццы очень развит, конкуренция тут огромная. Чтобы выйти в тот же Казахстан, близкий к нам по гастрономическим предпочтениям, потребуются многомиллионные инвестиции, причем просто выйти на рынок недостаточно — надо выдержать конкуренцию. По франшизе у нас уже есть филиалы в Андижане и Карши, готовится к открытию филиал в Самарканде, потом будут другие регионы.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Нам неинтересно быть монополистами. Общепит — это сфера, в которой невозможно угодить всем. Выбор всегда остается за потребителем. Хорошо, если в стране есть здоровая конкуренция, без подпольных «грязных игр». Такое здоровое соперничество будет держать предпринимателей в тонусе, заставит работать над собой, совершенствоваться. Продвигать несовершенный продукт, подсознательно признавая его ущербность — пустая трата времени и средств, путь в никуда, угроза всему рынку.
Мы прибыльны. Уже на восьмом месяце работы профицит компании составил 30%. Уверен, что наши франчайзи пройдут этот путь быстрее.
Хорошие проекты «прогорают» из-за пренебрежения. Южная Корея предоставила отличный опыт, который я применяю в Узбекистане. Сейчас Chopar на той стадии, когда от него нельзя отвлекаться — видел, как многие предприниматели прогорают на этом этапе, думают, что поставили дело на рельсы, и дальше всё пойдет само. Увы, добиться успеха недостаточно — необходимо всё закрепить и контролировать. Нельзя расслабляться на полпути. Бизнес это не деньги, это дело. Дело, которое нужно любить и жить им.