ЦБ в своих прогнозах ЦБ на 2017 год не видит особых рисков, способных довести платежный баланс Узбекистана в «минус» из-за таких внешних факторов, как выручка от экспорта, иностранные инвестиции, кредиты, денежные переводы. Об этом заявил в среду первый заместитель председателя правления ЦБ страны Тимур Ишметов.
По его словам, ЦБ в своих прогнозах ЦБ на 2017 год не видит особых рисков, способных довести платежный баланс Узбекистана в «минус» из-за таких внешних факторов, как выручка от экспорта, иностранные инвестиции, кредиты, денежные переводы:
«В целом на среднесрочную перспективу внешних факторов, которые могу оказать негативное влияние на курс я не вижу. Отчасти, благодаря валютной либерализации, экспорт, мы предполагаем, будет превышать импорт, и будет иметь положительный баланс», — заявил Ишметов на заседании международного пресс-клуба в Ташкенте.
Он сообщил, что за два месяца золотовалютные резервы Узбекистана увеличились на 750 миллионов долларов и 1 ноября достигли 26 миллиардов долларов. Также стало известно, что с начала сентября банки приобрели иностранную валюту на 1,55 миллиарда долларов, в том числе — 644 миллиона долларов у физических лиц через обменные пункты и 915 миллионов долларов у экспортеров. В свою очередь, через валютную биржу юридическим лицам было продано инвалюты на 1,766 миллиарда долларов. Действующим валютный курс Ишметов назвал «режимом управляемого свободного курса».
«Все расчеты и настроения бизнеса показывают, что вот этот курс в районе 8000−8200 сумов за доллар устраивает обе стороны — покупателей и продавцов. В какой-то степени, ЦБ участием на валютных торгах, конечно, влияет на курс. Мы изначально планировали, что на первом этапе будем активно участвовать на рынке, чтобы избежать резких колебаний», — считает первый зампред ЦБ Узбекистана.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в начале сентября подписал указ, в соответствии с которым юридические и физические лица в Узбекистане с 5 сентября могут свободно осуществлять операции по покупке и продаже валюты по рыночному курсу. ЦБ Узбекистана с 5 сентября девальвировал официальный курс сума практически в два раза.