Мечтала стать дизайнером, но стала экономистом

В детстве Зилола мечтала стать дизайнером интерьеров, но отец не позволил поступать в художественное училище — призывал продолжить семейную традицию и стать врачом. Пришлось искать компромисс (в медицине девушка себя совершенно не видела) — так оказалась в Университете мировой экономики и дипломатии. Хоть не была медалисткой и, как признается, особого желания учиться не испытывала, считает, что вуз ей дал очень многое, а главное — научил правильно подавать себя.

Среди преподавателей отмечает нынешнего директора Центра содействия экономическому развитию Узбекистана Юлия Юсупова, который заставлял думать вне рамок обыденного. После окончания университета устроилась в проект по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и ЕС.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Узбекистаном (1996 год) предусматривает предоставление режима наибольшего благоприятствования между ЕС и Узбекистаном в отношении: таможенных пошлин и сборов, применяемых к импорту и экспорту; прямых и косвенных налогов, применяемых к импортируемым товарам; правил, касающихся продажи, покупки, транспортировки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке.

Отметив в молодом специалисте организаторские способности, руководители предложили заняться организацией международных конференций. Этот опыт оказался хорошим подспорьем в будущем, когда Зилола начала собственный бизнес. После шести лет работы в проекте у Зилолы появилось ощущение, что она не на своем месте. Уволилась, разослала резюме в разные организации, поступило предложение из транспортной компании:

«Это самая скучная работа, которой я когда-либо занималась. Практическая польза для меня, возможно, и была, но точно знаю, что логистикой я больше никогда не займусь».

Пора было что-то менять. Помогать друзьям организовывать свадьбы и банкеты настолько вошло в обыденность, что Зилола решила сделать из этого бизнес. Так появилось свадебное бюро Artezi Group.

Несмотря на то, что бюро было небольшое, работы хватало. Так как хорошие сотрудники, которым можно было делегировать часть задач, отсутствовали, приходилось практически всё делать самой.

Будучи уже на девятом месяце беременности, Зилоле приходилось координировать все работы по управлению бюро дистанционно — по телефону.

Чрезмерная нагрузка довела до того, что Зилола как-то в спешке сломала ногу, и врачи настаивали на необходимости отдыха. Это натолкнуло на мысль о том, что снова пора искать другой род деятельности — подумывала об аптеке или ателье мод, но тут произошло еще одно событие, которое полностью изменило все планы.

Евгений Сорочин / Spot

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Личная боль = бизнес

С самого рождения Зилола страдала от пищевой аллергии, особенно острая реакция была на глутамат натрия.

Глутамат натрия — пищевая добавка, которая из-за свойства усиливать вкус блюд нашла широкое применение в приготовлении подлив, супов, консервов, баночных соусов, «фирменных» приправ, кубиков бульона и многого другого. Глутамат натрия содержится практически во всех продуктах, производимых промышленным способом, особенно в полуфабрикатах, молочных и мясных продуктах.

Рынок общепита вовсю грешит химикатами и усилителями вкуса, даже простой куриный бульон готовится из полуфабрикатов и готовых кубиков, рассказывает Зилола. С появлением малыша этот вопрос встал еще острее, так как пищевая аллергия передалась и ему.

Точкой отсчета стал случай, когда, вернувшись поздно ночью домой и не успев приготовить сыну ужин, Зилола объездила полгорода в поисках подходящей еды. Так и аптека, и ателье отошли на второй план, уступив место идее открыть кафе здорового питания, где люди, страдающие пищевой аллергией или сахарным диабетом, смогли бы есть без риска для своей жизни.

Идея сформирована, решение принято. Теперь надо было определиться с форматом — в поездках за рубеж Зилоле приглянулся гибрид магазина и кафе, так называемый кафешоп. В такое место можно забежать в обеденный перерыв, купить еду и поехать домой или же обратно в офис — без потери времени и с полной уверенностью, что прием пищи обойдется без печальных последствий. На рынке Ташкента таких заведений не оказалось, так что Зилола решила создать такое заведение сама. Так появился Zee Box.

Евгений Сорочин / Spot

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кредит под залог квартиры

Чтобы купить оборудование, сделать пристройку к дому и оформить кафе, Зилола взяла кредит в банке, заложив свою квартиру в центре. Недостающие деньги одолжила у друзей и начала набирать сотрудников, в основном по рекомендациям.

Уже столкнувшись один раз с тем, к каким проблемам может привести ситуация, когда некому делегировать часть обязанностей, Зилола брала в команду людей, влюбленных в свое дело, готовых проявлять инициативу. Так, к примеру, один из поваров — тоже экономист по образованию, но любовь к кулинарии привела его на кухню. На сегодняшний день в Zee Box работают восемь человек.

Евгений Сорочин / Spot

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Если подбор персонала прошел без особых затруднений, то над поиском подходящих поставщиков пришлось поломать голову — ведь было принято решение создать «фермерскую лавку» и вся еда должна была быть из натуральных продуктов. В приготовлении полностью отказались от использования консервантов, ароматизаторов, усилителей вкуса, правда, от сахара полностью избавиться не удалось — не всем посетителям пришлась по вкусу идея использовать в еде и выпечке фруктозу и мед.

Удалось здорово сэкономить на составлении меню — вместо приглашения специалиста-пищевика, которые на рынке Ташкента в остром дефиците, Зилоле помогает ее мама — диетолог. Многие блюда, такие как фаршированная рыба, Зилола готовит сама — нравится смотреть, как собственные творения исчезают с прилавка. Отказ от консервантов не позволяет делать заготовку заранее и готовить в большом количестве, зато не ограничивает разнообразие блюд.

Новые блюда в кафе добавляются голосованием в Facebook — если желающих достаточно, то новинка появляется в тестовом режиме на один день. При высоком спросе новое блюдо становится постоянным.

Цельного утвержденного меню в кафе пока нет, что-то постоянно добавляется, от чего-то приходится отказаться. Зилоле бы хотелось подавать роскошные блюда с авокадо и рыбой под всевозможными соусами, но спрос на дорогие экзотические блюда в Ташкенте пока отсутствует. Возможно, это связано с тем, что за такими блюдами люди предпочитают ходить в ресторан, а не кафе, но Зилола надеется переломить эту ситуацию.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Доставка в школы, сады и частные компании

Сейчас кафе в среднем посещают около 50 человек в день. Зилола полагала, что основными клиентами будут молодые мамы с детьми, на которых и был рассчитан бизнес-план, но с удивлением заметила, что большинство посетителей это офисные сотрудники. Так изначальная концепция начала меняться, было пересмотрено меню, вычеркнута часть детских блюд.

В перспективе Зилола хотела бы расшириться, открыть новые точки по городу, организовать доставку в школы, детские сады и частные предприятия, но пока это лишь планы.

На данном этапе надо сначала вывести одну точку в прибыль, отдать кредит, вернуть занятые деньги знакомым.

Ни одну из предыдущих своих работ Зилола ошибкой не считает. По ее мнению, если ты получил образование юриста или дипломата, ты совсем не обязан всю жизнь держаться этой линии только потому, что «так надо». К тому же в жизни всегда может произойти форс-мажор, как та ночь, когда Зилола безуспешно объездила весь город в поисках диетической еды для сына. Ночь, которая привела к появлению бизнеса, который, как надеется основательница, надолго останется в ее жизни.