01
Слышал, что все беспилотники в Узбекистане запрещены. Это правда?
Сейчас нет. Этот вопрос никак не регулировался до 2015 года, когда было опубликовано постановление Кабинета Министров, полностью запрещающее ввоз, реализиацию и использование беспилотников. Уже через год, в мае 2016 года, в документ была внесена поправка, предусматривающая исключения в особых случаях, предусмотренных Кабмином. В том же году в августе было принято отдельное положение по беспилотникам, в котором впервые были прописаны правила их эксплуатации. Согласно им, запускать квадрокоптеры могут запускать только юридические лица и только для решения ведомственных задач.
02
Мне надо получать разрешения?
Если на квадрокоптеры, то да. В положении четко разграничены игрушки, аэромодели и, собственно говоря, беспилотники. Игрушки, к примеру, это летательные средства не более 250 грамм, не попадающие под код ТН ВЭД 8802 20 000 0, используемые для личных целей. Аэромодели — летательные средства свыше 250 грамм для развития технического творчества. У обоих нет видеокамер, ими нельзя управлять дистанционно, их можно использовать без каких-либо разрешений. Если же речь идет о квадрокоптере с action-камерой, которым можно управлять при помощи пульта и подниматься на высоту в 1000 метров и выше, то тогда нужны разрешения.
03
Где и как получить разрешение?
Для этого надо обратиться в Государственную инспекцию Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов («Госавианадзор») с пакетом документов: заявление о допуске к эксплуатации, копию документа на право собственности, копию паспорта завода-изготовителя, копию документа по эксплуатации, руководство по производству полетов заявителя. Все это можно послать лично, обычной почтой и электронной. «Госавианадзор» в течение 10 дней даст ответ — выдаст специальное разрешение на эксплуатацию или же откажет, указав на недостатки. За рассмотрение заявления деньги не берут. Перед этим надо получить отдельным решением Кабинета Министров разрешение на эксплуатацию.
04
Квадрокоптер должен соответствовать каким-то требованиям?
Да. Он должен быть промышленного производства и иметь максимальную взлетную массу не более 25 кг. В «Госавианадзоре» проведут техническую оценку беспилотника — может ли он вообще подняться в воздух, не упадет ли и не причинит ли кому вреда. Если беспилотник отвечает всем требованиям, то ему присвоят регистрационный опознавательный номер, который нанесут на корпус, и внесут в специальный реестр.
05
После получения разрешения я могу летать везде, где хочу?
Нет. «Госавианадзор» выдаст разрешение лишь на эксплуатацию беспилотника, а не на совершение полетов. Для этого необходимо обратиться в Главный центр единой системы управления использованием воздушного пространства с заявкой, в которой должны быть указаны: дата выполнения полета, наименование заявителя, модель и регистрационный опознавательный знак беспилотника, время начала и окончания полета (в UTC), район выполнения полета, высота полета, цель полета и наличие разрешения на выполнение работ (в случае аэрофотосъемки, например), ФИО оператора (человек, который управляет беспилотником), контактный телефон. Летать можно исключительно в рамках выделенного воздушного пространства и указанного времени.
06
Что будет, если я просто запущу беспилотник без всей этой волокиты?
Наказание в соответствии с законом. Согласно статье 116 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан, за несанкционированное использование беспилотика предусмотрен штраф в размере от 20 до 100 МЗРП или административный арест до 15 суток с конфискацией беспилотника. В случае повторного нарушения грозит штраф уже в размере от 100 до 200 МЗРП или исправительными работами до 2 лет. Если беспилотник упадет и вызовет катастрофу, человеческую смерть или иные тяжкие последствия, то предусмотрено лишение свободы вплоть до 10 лет.
07
А как в других странах?
К примеру, в России правила и процедура практически идентичные — там тоже надо регистрировать квадрокоптер, те же ограничения в 250 грамм, те же разрешения на эксплуатацию и полеты. Более того — в РФ надо еще получить лицензию «внешнего оператора», тогда как в Узбекистане, чтобы быть оператором беспилотника, достаточно достичь возраста 18 лет, быть гражданином страны и уметь управлять аппаратом на основе рекомендаций производителя.