Российская компания «Транснефть» в пятницу начала прокачку нефти в направлении Узбекистана транзитом через Казахстан по нефтепроводу Омск-Павлодар-Чимкент. Далее сырье планируется транспортировать по железной дороге. Об этом пишет «Ъ».
Сообщается, что по утвержденному графику объемы составят 30 тыс. тонн в месяц, но могут быть по требованию увеличены до 2 тыс. тонн в сутки (то есть около 60 тыс. тонн) в месяц.
«Ъ» пишет, что для обеспечения сырьем своих НПЗ общей мощностью около 11 млн тонн Узбекистан закупает нефть, так как собственной добычи стране не хватает. Из-за дефицита сырья НПЗ работают не на полную мощность и частично по толлинговой схеме. Импортная нефть транспортируется в основном по железной дороге, прокачиваемая по трубопроводу российская нефть получается дешевле, поэтому Узбекистан заинтересован в увеличении объемов.
Сейчас вопрос упирается в мощность трубы из России в Казахстан, которую нужно расширять с текущих 10 млн тонн до как минимум 18 млн тонн. В этом случае поставки можно увеличить до 3 млн тонн в направлении Узбекистана, 2 млн тонн готов закупать Кыргызстан для переработки на узбекских НПЗ.
Сейчас Узбекистан и Казахстан планируют к 2021 году построить магистральный нефтепровод Чимкент-Джизак на 5 млн тонн, при этом Казахстан собирается поставлять по нему 2 млн тонн в год своей нефти.
В начале ноября цены на бензин в Узбекистане резко выросли, в среднем, в 1,5 раза. Тогда же стало известно, что правительство выделит 2 трлн сумов на предотвращение дефицита бензина в стране.