Из филологии в бизнес
Сложно сказать, с чего началась моя карьера, потому что нет однозначного ответа на вопрос «А карьера кого?». По образованию я филолог-арабист, правда, не доучился.
В 2008 году мы с другом открыли брокерскую контору Just in time, с которой участвовали в торгах на Республиканской товарно-сырьевой бирже. Пожалуй, это можно назвать моей первой работой, но деятельность биржевика оказалась не очень интересной, так что вскоре оттуда ушел, оставив компанию другу.
В том же году пригласили работать руководителем отдела продаж и маркетинга в BCD Travel, которая в свое время была одной из крупнейших авиакасс Узбекистана. Здесь я набрался опыта и, заручившись поддержкой совладельца BCD Travel Азиза Хамидовича Ходжаева, решил открыть собственное турагентсво.
Так в феврале 2011 года появилась компания Voyage 2. Надо признаться, получились одни проблемы, это был большой провал. Мне казалось, что я уже знал, как вести дела, и мне будет абсолютно комфортно в этом бизнесе, но турагентсво закрылось еще до того, как я получил лицензию. Не знаю, как дела обстоят с этим сейчас, но тогда с этим была огромнейшая бюрократическая волокита. В итоге понял, что турбизнес — не мое.
Из КВН в медиа
КВН — отличная школа кадров, которая учит мобильности и гибкости. Он заставляет человека выкручиваться из ситуации кризиса времени, денег, идей, по сути это отличный симулятор кризис-бизнеса. По сей день большую часть моих сотрудников и партнеров составляют знакомые по игре, потому что я знаю, на что они способны. Сам я являюсь чемпионом КВН 2009 в составе команды «ДА!», выступающей от Ташкентского государственного института востоковедения.
Фото: Фото из архива
У креатива по определению нет рамок, но он все равно ограничивается этикой и моралью общества, для которого он генерируется. А еще он должен решать какие-то проблемы, приносить практическую пользу, иначе это просто ваши фантазии.
Благодаря КВН, где я играл до 2015 года, попал в Gelikon Media Group — основатель компании Игорь Кучмар был ведущим игр, он и позвал меня к себе. В компании царила невероятная атмосфера, возможно из-за состава сотрудников, большая часть из которых бывшие игроки КВН. Чуть позже я пригласил туда своего друга детства Алишера Джуманиязова, который на тот момент имел опыт ведения контентных сайтов moemnenie.uz и impress.uz.
В Gelikon мы с Алишером занимались SMM, когда он был абсолютно не сформирован в Узбекистане — это сейчас каждый второй человек в Ташкенте сммщик, а тогда, по большей части, приходилось пробовать все на собственном опыте, интуитивно искать инструменты, которые будут работать. К тому же, в те суровые годы Facebook был не так популярен.
На техническо-ресурсной базе Gelikon был создан в 2014 году сайт RedPen, который должен был освещать все интересное, что происходит в Ташкенте. Мы считали неким признанием наших стараний, когда издание стало «открытием года» по версии Интернет-фестиваля национального домена UZ 2014. Тем не менее, в 2015 году мы с Алишером решили оставить RedPen и уйти из Gelikon ради собственного проекта.
Из медиа в маркетинг
В мае 2014 года запустили VOT.UZ — медиа той же направленности, что и RedPen. Над разработкой сайта трудилась талантливая команда дизайнеров и программистов Crisp Keys, Алексей Волос, Виталий Бендик, Тимур Сулейманов, главным редактором была Дарина Солод. Эта же команда сейчас работает над Citizen, не всем составом, правда.
У нас с Алишем были грандиозные планы. Намеревались создать что-то вроде Look At Media — мы никогда не ставили себе маленьких задач, всегда мечтали о запредельном, ставили сумасшедшие цели.
Нам нравилось своей амбициозностью докучать зацементированным взрослым, которые понятия не имеют о том, что такое молодежь. Есть люди, которые, несмотря на возраст, могут вникать в новые технологии, а есть те, кто уже безнадежно «повзрослел». Хотели приучить читателей выражать хоть какую-нибудь гражданскую позицию. Мы считали, что государство нам должно гораздо меньше, чем мы привыкли думать.
Фото: Ферузхан Якубходжаев и Алишер Джуманиязов / Фото из архива
Приведу пример. Когда вышел закон, запрещающий дронам бесхозно болтаться везде, люди подняли хайвай, как-будто у всех есть по дрону и он им по хозяйству помогает. В такие моменты, городские издания или любые другие СМИ должны уметь толково объяснять людям, что запретили, потому что пока не предусмотрены правила эксплуатации. Когда определят регламент пользования беспилотниками, появится новый закон. И у нас очень часто так — мало что запрещают насовсем.
Вдохновлялись The Village, Royal Cheese, Look At Me. Главным стремлением было создавать качественный контент, который будет полезен людям. С такими намерениями в 2015 году вновь совместно с Алишером Джуманиязовым основали креативное агентство Rock’n’Roll media. Несмотря на наш очень плодотворный тандем, со временем наши взгляды стали расходиться и как союз мы развалились. VOT был подарен партнерам по Rock’n’Roll Media. Это был последний совместный проект с Алишером — далее каждый из нас пошел своим путем. Сейчас я руководитель отдела маркетинга в Tower Mall Management Group, которая занимается стратегическим управлением торгово-развлекательных объектов, таких как Samarqand Darvoza, Экопарк имени Бабура и ряда строящихся объектов.
Людям все еще нужен ликбез
Как бы избито и пафосно не звучало, начав менять себя, вы добьетесь гораздо большего, чем бессмысленно колотить воду, обвиняя всех и вся. И важно не торопиться с выводами.
Людям все еще нужен ликбез, хотя использование этого термина уже считается моветоном. Есть куча вопросов, на которые людям негде взять ответы. Качественный контент на узбекском до сих пор в дефиците, несмотря на численное преимущество узбекоговорящей аудитории. Поэтому мы по сей день находимся в поисках журналиста билингвиста. Не просто переводчика с русского на узбекский, а человека который на основе русской версии создаст статью заново на узбекском. Но увы пока нам такие не попадаются.
Можно рассматривать простые вещи, вроде устройства государства и системы кредитования. И тут в знаниях людей окажется огромная брешь. В связи с наплывом инвесторов в страну, часто слышу как люди спрашивают, а вырастут ли от этого зарплаты. И кто им объяснит, что прямого отношения к зарплатам инвестиции не имеют, потому что зарплаты не повышаются за счет кредитов, потому что вашу работу не должны оплачивать китайцы, вы не можете жить в долг.
Фото: Фото из архива
Инвесторы вложат в страну деньги, мы на эти деньги построим заводы, наймем людей, начнем производить товар, продавать его заграницей с высокой маржинальностью, и вот с этой маржи поднимутся уже зарплаты.
Обо всем подобном по задумке и должен был рассказывать Citizen (мы с Алишером начинали работу над ним, но потом я вышел из проекта). Чем-то подобным уже занимается «Газета.uz». Очень осторожно, правда, зато последовательно. Если новость дали в газете, мы уже точно знаем что это проверенная информация. «Газета.uz» делает новостную журналистику такой какая она должна быть, при тех условиях, в которых она находится. Но мне бы хотелось немного другого новостного ресурса. Опуская некоторые факторы, мне очень нравился стиль Meduza. Там отражена альтернативная позиция.
Все бизнесмены, предприниматели, в сущности своей тщеславны. Конечно, в нас вложено творческое начало, благодаря чему мы можем создавать, заниматься творчеством. Но кроме того, в каждом из нас сидит ребенок и он жаждет признания, чтобы его любили, окружали вниманием. И благодаря этому мы работаем над собой, достигаем прогресса.
Наблюдая под чинарой
Это личный канал и использовать его для коммерции я не собираюсь. Я отдаю себе отчет, в том что со многим на канале люди могут не согласиться, но единственное на что претендует Чинара — это правдивость и искренность. Если я на канале что-то хвалю, значит мне это действительно нравится, мне за это не заплатили. Все равно никто не заплатит столько, что можно было бы врать, а за мелочью артачиться не будем и репутацию свою портить.
Мой интерес может заключаться к примеру в том, чтобы поддерживать существование какого-то маленького предприятия, которое производит что-то очень хорошо и мне это нравится. Если эта маленькая скажем булочная, которая печет восхитительные булочки, которых нет нигде в городе, но у них не будет клиентов и они закроются, то вместе с ними я потеряю и полюбившиеся мне булочки.
Поэтому я пишу в своем канале об этом месте, предлагая посетить его, при этом надеюсь что людям понравится и они станут постоянной клиентурой. Это немного противоречит понятию о свободном саморегулирующемся рынке, и о том, что хороший товар в любом случае найдет своих покупателей. Тем не менее, реклама главный двигатель бизнеса, без нее торговля может выдохнуться и умереть.
Вообще над отношением людей к рекламе надо бы поработать. Часто читатели жалуются на изобилие рекламы, но если рекламный материал позволяет классной статье на другой странице существовать, то почему бы его не оставить? Если вас так нервирует реклама, ну перелистните и читайте статьи. Но и предпринимателям бы впору уяснить, что реклама должна подчеркивать преимущества продукта, а не привирать и говорить о нереальных характеристиках.
Фото: Фото из архива
Некоторое время назад у нас с осторожностью относились к новым местам, обходили их стороной, теперь ситуация диаметрально противоположная, в новое модное место идут все. Наши люди стали буквально голодны на новшества, возможно это связано с ростом платежеспособности.
Касательно тенденций в рекламе, которые применимы к нашему рынку, то я бы не характеризовал наш рынок, как суперспецифический. Специфичность может заключаться в том, что продажи не будут такими, как в начале месяца, когда все получают зарплату. К примеру, в холодные времена года растет спрос на теплую одежду — у нас не покупают одежду впрок, в основном, за теплыми вещами приходят, когда уже пойдет первый снег.
У нас очень хорошо работает сарафанное радио, но оно хорошо работает везде. Человеческие рекомендации всегда лучше, чем биллборд. То, что престижно, престижно везде, надо методом проб и ошибок смотреть что аудитории интересно. Реклама — это рекомендация, она должна быть простой, яркой, креативной. Если товар тебе не понравится, то никакая реклама не заставит тебя его повторно покупать.
Хорошо можно делать только то что тебе нравится, в чем ты видишь смысл и конечную цель. Если человеку предложить выполнять неинтересную ему работу за сумасшедшие деньги, он подумает: «Ага, вот поработаю год, заработаю 600 000 $, и можно будет заниматься любимым делом». Нет. Наша жизнь проходит здесь и сейчас, мы не можем выделить время на поработать, а позже — на пожить.