В октябре «Узбектелеком» анонсировал отечественный мессенджер Uzphone. Сообщалось, что новый сервис будет потреблять не так много трафика, как его мировые аналоги (Telegram, Skype, Viber, WhatsApp), а также будет интегрирован со Smart-TV и IP-телефонией. Кроме того, было сказано, что планируется перетянуть часть доходов, которые зарабатывают в Узбекистане иностранные компании.
Spot поговорил о планах по развитию Uzphone и генерации внутреннего интернет-трафика с Маратом Фаттаховым, директором филиала «Инфосистемы» АК «Узбектелеком», который занимается разработкой мессенджера.
Планы и перспективы
Uzphone разрабатывают, чтобы увеличить генерацию локального контента и снизить нагрузку на внешний интернет-канал. С этой же целью филиал модернизирует сайты mediabox.uz и itube.uz.
Приложение планируется запустить в этом году. Целевые платформы — Android и iOS, также прорабатывается вариант создания десткопной версии. Веб-версия пока не планируется. На старте будет проведено публичное тестирование. При создании мессенджера учитывались наработки мессенджера GAP и первой итерации Uzphone.
«Да, команда разработчиков Uzphone также разрабатывала предыдущий мессенджер, только в другом филиале „Узбектелекома“. У нас уже есть опыт по использованию, запуску серверной части. Тогда мы хотели заказать разработку этого софта у зарубежной компании, но стоимость была слишком высокой. Два года назад ресурсов не было, чтобы писать самим, но сейчас в филиале „Инфосистемы“ есть специалисты, которые могут разработать мобильное приложение», — объясняет Марат Фаттахов.
Параллельно с разработкой мессенджера ведутся переговоры с зарубежными представителями о локализации трафика (с кем именно, пока не сообщается):
«Со всеми зарубежными мессенджерами проводили переговоры в „Узбектелекоме“, чтобы они устанавливали здесь CDN, чтобы локализовать этот трафик, но эти переговоры затягиваются, очень много препон есть, технических к примеру».
Функции и целевая аудитория
Помимо стандартного функционала — текстовые сообщения, аудио- и видеозвонки — планируется ввод конвергентных услуг. Пользователю мессенджера будет предоставлен номер, при помощи которого можно будет позвонить с мобильного телефона на городской и наоборот:
«К примеру, если вы находитесь в помещении, где нет мобильной связи, но есть Wi-Fi, можно будет пользоваться услугами телефонной связи через интернет. Это одна из основных „фич“, которой нет и не будет у Telegram и других мессенджеров».
Также планируется функционал по оплате услуг АК «Узбектелеком», просмотру текущего баланса. Если Uzphone наберет достаточную пользовательскую базу, планируется добавить функционал, не связанный с услугами АК «Узбектелеком».
Разработчики рассчитывают, что целевая аудитория мессенджера будет достаточно широкой:
«Наблюдаю тренд: люди старше 50 начали активно пользоваться Telegram, а ведь с него легко можно перейти на другой мессенджер или использовать их одновременно. По возрасту аудитория очень широкая: от подростков до пенсионеров».
Помимо создания мессенджера, перед филиалом стояла задача улучшить сайт mediabox.uz. Сайт был полностью переделан, оптимизирован для мобильных устройств с целью улучшения юзабилити и увеличения потребления внутреннего контента. Летом 2016 года сайт генерировал 100 Мбит трафика. На сегодня эта цифра перевалила за 1,2 Гбит.
Филиал «Инфосистемы» АК «Узбектелеком» был создан 6 июля 2017 года. Основная цель — объединение всей IT-инфраструктуры «Узбектелекома». Филиал занимается автоматизацией, генерацией локального трафика, обслуживанием центра обработки данных и диджитализацией.