В конце декабря сообщалось, что таксистам планируют разрешить работать на основе патента. Тогда о этом рассказал министр финансов Джамшид Кучкаров.
Планировалось, что для занятия частным извозом достаточно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и оформить лицензию.
Сейчас, согласно законодательству, частным извозом имеют право заниматься исключительно юридические лица.
На днях первый заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров заявил, что предложение было раскритиковано. Замминистра в числе прочего отметил, что патентование этой услуги не приведет к большому потоку финансовых поступлений.
Spot узнал мнения руководителей такси-сервисов о данном решении.
Акмаль Пайзиев, основатель и руководитель MyTaxi.uz:
— На сегодняшний день выдано около 4000 лицензий на не маршрутное такси по Узбекистану. Около 70 тысяч машин таксуют на дорогах Узбекистана. 94,3% из них таксует без лицензий. 4000 тысяч машин платят налог 2,7 млрд сумов в год.
При переходе на патентную систему от 70 тысяч водителей (по 1 МРЗП) государство будет получать 43 трлн сумов в год (на 159 000% больше). Это десятки тысяч новых рабочих мест.
Все водители с удовольствием начали бы принимать карты UzCard через Click и Payme. Контролировать частников можно используя технологии. Пусть позовут нас, объясним и покажем, как это делается.
Рустам Шамурадов, основатель и руководитель Taxi.uz:
— Если ИП разрешат заниматься частным извозом, вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет. По мнению экспертов, в Ташкенте ежедневно около 15 тыс. водителей таксуют без лицензии.
Средняя выручка такси в день — 90 тыс. сумов. При легализации незаконных перевозчиков ежегодное поступление выручки составит 421,2 млрд сумов в год, а налоговых отчислений — 21,06 млрд сумов.
Отмена ряда требований, таких как обязательное использование контрольно-кассовых машин, единого цвета автомобилей упросит вход на рынок (сейчас на приведение автомобиля к требуемым нормам требуется от 5 до 6,5 млн сумов). Таксисты смогут интегрироваться в электронную коммерцию.
Работа такси на основе патента позволит уменьшить безработицу и увеличить сумму пенсии. Сейчас огромная армия нелегальных таксистов социально не защищена.
Если сектор выйдет из тени, бывшие бомбилы будут проходить медицинский осмотр, а их автомобили — техосмотр, это плюс к безопасности пассажиров. Кроме того, в случае нарушения при перевозке пассажиров водителя такси можно будет найти и привлечь к ответственности.
В целом качество обслуживания улучшится, сервис станет привлекательнее, в том числе для туристов. Сумма поездки будет фиксирована. Отрасль начнет подниматься с колен.
Мамур Мирсагатов, помощник директора службы такси «Перевозчик»:
— Очень жаль, что решение отложили. Как нам сообщили, сейчас рассматривают введение другого вида лицензии, но работа на основе патента была бы удобнее.
Сейчас таксист должен регистрировать транспортное средство в такси-компании, выплачивать ежедневно 20 тыс. сумов за техосмотр.
Только чтобы оформить лицензию, уходит около недели и 1 млн сумов. Это дорого и сложно, поэтому семь из десяти таксистов работают без лицензии.
Если упростить и удешевить процедуру, таксисты с радостью будут работать по закону. И мы сможем работать с большим числом водителей: сейчас отсеиваем многих, проверяя их документы.
Обязательно нужно поднимать этот вопрос для общественного обсуждения. Если разрешить ИП оказывать услуги такси, от этого выиграют все.