В общественном транспорте Ташкента тестируют бесконтактную оплату тремя способами на основе NFC: картой, смартфоном, умными часами и бумажным билетом с QR-кодом. Планируется внедрить единую проездную карту, которую можно будет пополнять онлайн.

Попытки внедрить электронную систему оплаты ведутся с 2010 года — за это время было предложено несколько вариантов и разработан ряд прототипов, однако ни один из них не получил широкого распространения.

Поговорили с разработчиками системы — компанией «Микроэлектроника-плюс» — о том, как развивался проект и почему откладывается запуск.

Первые шаги

Мы с 2010 года занимаемся системами автоматизации в железнодорожной сфере, предлагали решения для государственных структур — «Узбекистон темир йуллари», АО «Узжелдорпасс», Ташкентского завода по ремонту вагонов. Первая продукция, которую мы впустили — подвагонные ящики для пассажирских вагонов. Они предназначены для преобразования входной энергии постоянного или переменного тока в выходную для обеспечения нормального функционирования.

На старте остро ощущалась нехватка квалифицированного персонала, требовались люди технического склада ума со знаниями и навыками и в электронике, и в программировании. Сейчас у нас есть такие специалисты, но частично проблема сохраняется.

Комплектующие в большом объеме закупаем в Китае, так как производство сложной микроэлектроники в Узбекистане не налажено. В прошлом году объем импорта составлял 1,6 млрд сумов, на закупку материалов местного производства приходится около 400 млн сумов.

В основном это продукция предприятия ««Узэлектроаппарат-Электрощит». Например, пульт управления пассажирскими вагонами Mikro Plyus 07 эксплуатируется в 70 вагонах, степень локализации их производства составляет 65%.

От железнодорожной сферы к умному дому

Над умным домом начали работать в 2012 году после посещения Южной Кореи, нам понравился их концепт. Это был наш первый опыт в сфере интернета вещей. Сейчас проект на стадии тестирования, но уже может быть легко интегрирован в новостройки и в дома, построенные в советский период.

Мы не планируем запускать его в ближайшие три-пять лет — пока это нецелесообразно. Страна еще не охвачена качественным широкополосным интернетом, да и соотношение цен и скорости оставляет желать лучшего. Система очень требовательна к скорости интернета и пока не выгодна рядовому пользователю.

Проектная стоимость еще не подсчитана, считайте это инвестицией в будущее. Когда рынок будет готов и скорость интернета вырастет в разы, мы представим умный дом. Система подходит для частных и хозяйственных нужд, ее можно внедрить в офисах, дачных хозяйствах. Параллельно создали адаптированную версию для промышленности. Директор завода в режиме онлайн может контролировать деятельность предприятия.

NFC-оплата: как это работает

Проект «УзТТ» для бесконтактных платежей в общественном транспорте мы начали в середине 2015 года, и сегодня это уже десятая итерация данной системы, которая готова к запуску.


Фото: uztt.uz

Программное обеспечение полностью разработано нашими сотрудниками — уже был опыт при создании умного дома. Без него мы бы не смогли создать данную систему за столь короткий срок.

При разработке мы учитывали опыт Германии, Голландии, Эстонии, Южной Кореи, Китая, где успешно внедрили систему бесконтактных платежей. Валидатор подключен к системе посредством мобильной сети при помощи компьютера, который находится в автобусе, все данные передаются на сервер.

На первом этапе карта не будет содержать денежные средства, только количество поездок на автобусах и метро, так как нынешняя инфраструктура оплаты в Узбекистане не заточена под NFC. Зашифрованная специальными криптографическими кодами информация хранится внутри NFC и согласуется с сервером, так что данные надежно защищены от несанкционированного доступа.

В будущем появится возможность оплачивать не только проезд в автобусе, но также такси, маршрутное такси и железнодорожные билеты. Это будет единая проездная карта.

Посредством NFC можно оплачивать не только транспортные услуги, но и различные товары. Например, в Южной Корее при помощи билета можно оплатить покупку в магазине, но в Узбекистане для этого пока нет нормативно-правовых документов.


Фото: uztt.uz

Мы планируем ввести платежную систему со встроенным принтером (как у терминалов, принимающих UzCard). Зарубежные аналоги принтера не имеют, но на старте он будет полезен. Пассажиры привыкнут к системе, а сотрудники будут видеть, что пассажир правильно оплатил проезд.

Баланс можно пополнить при помощи Paynet, так как он широко распространен по республике, а также посредством мобильной платежной системы Woy-Wo — приложения UzCard. В будущем планируем внедрить Payme и Click.

Разработкой заинтересовались Гана и Казахстан

Систему мы изначально затачивали под Узбекистан. Всё производство находится здесь. Система модульная и позволяет заказчику настраивать ее под свои требования.

Систему мы презентовали в марте 2017 года, но дело после тестового показа заглохло. Мы рассчитывали на старт в том же году, но столкнулись с тем, что чиновники не могут или не хотят интегрировать данную систему, хотя в «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах» уделялось внимание по внедрению электронной оплаты проезда во всех видах общественного транспорта. Планировалось внедрить эту возможность в четвертом квартале 2017 года, но пока ничего не сделано.

Турникет, который сейчас расположен на станции метро «Бодомзор», работает в тестовом режиме, за прошлый год через него прошло 250 тысяч человек.


Фото: uztt.uz

Неожиданно системой заинтересовалась республика Гана, ее представители приезжали в сентябре прошлого года. Они высоко оценили нашу разработку и удивились что ее до сих пор не внедрили в Узбекистане. Сейчас мы ведем переговоры, обсуждаем внедрение системы в общественном транспорте Ганы. Этот проект планируем сдать под ключ, сумму контракта огласить не можем.

Дважды уже посетили Шымкент — изучали материально-технической базу и возможности интеграции валидаторов. Планируем установить их в тестовом варианте. Получается, что система, разработанная для Узбекистана, может раньше запуститься в Казахстане или Гане. Конечно, нам хотелось бы увидеть ее запуск в нашей стране, но иногда жизнь преподносит сюрпризы.

Планы: запуск электронной очереди, работа на экспорт

От 2018 года ждем развития инноваций в Узбекистане и внимания к компаниям, которые работают в нашей стране. Может, на нас не обращают внимания из-за отсутствия опыта или в силу других причин.

Мы писали письмо в Кабинет министров, указывали, что недостаточно внимания уделяется инновационному подходу к оптимизации транспортной сферы, не хватает квалифицированных специалистов, обладающих навыками по внедрению инновационных решений.


Фото: uztt.uz

Есть желание экспортировать нашу продукцию, ведь многие крупные компании начинали с малого, взять тех же Apple, Microsoft, IBM. Мы не останавливаемся на достигнутом и ищем новые возможности для развития, пристально изучаем мировой опыт для внедрения инноваций в Узбекистане.

Сейчас мы дорабатываем систему электронной очереди на трех языках — английском, русском и узбекском. С ее помощью можно будет записаться на прием в медицинское или государственное учреждение, зарезервировать место в ресторане. На создание проекта ушло два года. Надеемся, что взлетит.