Американский эксперт Джей Пи Наткин, работавший в Credit Agricole Cheuvreux SA, Troika Dialog, Renaissance Capital, являющийся сейчас представителем консалтинговой организации Macro-Advisory Ltd, рассказал в интервью радио «Голос Америки» об интересе международных компаний к Узбекистану, пишет УзА. Spot приводит основные тезисы интервью.
Fortune 500
Многие компании из списка Fortune 500 активно интересуются Узбекистаном и проявляют желание выйти на этот рынок. Некоторые из них участвовали в форуме и даже подписали меморандумы о взаимопонимании или договоры.
Самая главная реформа, которая произошла в Узбекистане — открытие валютной либерализации. Считаю естественным тот факт, что многие до сих пор с недоверием относятся к информации о новых возможностях, но я вижу, что изменения происходят на практике. Помимо конвертации, радуют и новости касательно упрощения визового режима и меры по развитию малого и среднего бизнеса, потому что все это приводит к формированию среднего класса населения.
К тому же Узбекистан — страна с 30-миллионным населением, рынок с большим потенциалом. Мы в качестве консалтинговой компании помогаем международным игрокам лучше понять регион и рынок, рассказываем о проводимых в стране реформах. Они и сами это видят.
Узбекистан — самый быстроразвивающийся рынок
Сейчас для нас Узбекистан — самый быстроразвивающийся рынок. Это можно понять даже по интересу, которые проявляют к стране крупные компании из самых разных сфер, от производства и сферы услуг до фармацевтики и энергетики. Эти компании сейчас раздумывают об инвестициях в регион.
Что касается их опасений, то их можно поделить на две части. Первая заключается в том, что они плохо знают регион, не особо хорошо понимают Узбекистан. Так, к примеру, у многих американских компаний недостаточно международного опыта. Что касается международных компаний, то они с позитивом воспринимают новости о политических, рыночных и экономических реформах, но прежде чем принять решение вкладывать солидные средства, хотят увидеть конкретные результаты.
Когда ожидать выхода международный компаний на рынок Узбекистана
В зависимости от отрасли, политика масштабирования у разных компаний разная. К примеру, компании в сфере нефтегазовой отрасли или энергетики тратят огромное количество времени и средств на изучение рынка, так как вкладываются с перспективой на 30−40 лет вперед. Что касается тех компаний, что работают в торговле, производстве или сфере услуг, то им для выхода на рынок Узбекистана потребуется не так уж много времени.
Ранее Spot писал, что одна из крупнейших в мире компаний в сфере общественного питания Yum! Brands, владелец бренда KFC, выходит на рынок Узбекистана.
Fortune Global 500 — рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании. Список составляется и публикуется ежегодно журналом Fortune.