В январе услуги подорожали на 4,2%. В частности, плата за услуги дошкольных образовательных учреждений повысилась на 10,3%, транспортные услуги подорожали на 6,3%, бытовые услуги — 3%, медицинские услуги -2,1%, сообщает пресс-служба Центрального банка Узбекистана.
Предварительные результаты мониторинга показывают, что в январе 2018 года наблюдалась относительная стабильность потребительских цен после определенного роста в конце декабря прошлого года. Во многом это объясняется сравнительно низкой потребительской активностью по сравнению с предпраздничным периодом.
В особенности устойчивостью отличалась динамика цен на продовольственную продукцию, которая, несмотря на колебания цен на отдельные виды товаров, в целом имела тенденцию к незначительному снижению (на 1%).
Наиболее заметно подешевели яйца — на 10,5%, овощи — 5,8% и фрукты — 4,5%. Из плодоовощной продукции огурцы подешевели — 14%, лук — 10,2%, помидоры — 9,9%, капуста — 9,3%, картофель — 6,3%, морковь — 2,3% и яблоки — 4,6%.
Результаты мониторинга показали подорожание молока на 4,9%, мяса (говядина и баранина) — 1,1%, муки пшеничной — 0,7%, риса — 0,4%.
Цены на выбранные непродовольственные товары выросли в целом на 2,1%. При этом, цены на товары повседневного спроса изменились незначительно, тогда как наблюдалось повышение цен на строительные материалы и топливо для автотранспорта.
Таким образом, основной вклад в рост цен на непродовольственные товары внесли строительные материалы (рост на 10,8%), акцизные товары (сигареты и алкоголь — 7,2% и 0,3% соответственно) и метан для автомобилей (6,7%). Главными факторами данного роста стали повышение административно регулируемых тарифов на природный газ для субъектов предпринимательства и ставок акцизных налогов.
Кроме того, в результате сезонного снижения спроса на одежду и обувь цены на данные подгруппы товаров снизились на 2,2%.
В целом, в условиях ослабленного потребительского спроса в январе 2018 года динамика цен по всем наблюдаемым товарам и услугам показала незначительный рост на 0,6%.
Для наблюдения были отобраны 135 потребительских товаров и услуг, имеющих наибольший спрос. Из них 45 — продовольственные товары, 75 — непродовольственные товары и 15 видов услуг. Удельный вес влияния данных групп товаров и услуг на обобщенный показатель изменения цен составляет 57%, 29,5% и 13,5% соответственно.