01

Что случилось?

Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по развитию въездного туризма», где указано, что на территории международного аэропорта «Карши» будет внедрен режим «открытое небо».

02

«Открытое небо»? Что это такое?

«Открытое небо» — это термин в международном авиационном праве. Режим «открытого неба» — это международная концепция, направленная на либерализацию международной авиаиндустрии, создание свободного рынка для всех игроков вне-зависимости от страны. При «открытом небе» не правительство, а сами авиакомпании решают, как часто летать в конкретный аэропорт. Всего насчитывается девять режимов «открытого неба» — от простого транзита до возможности совершать иностранной компанией перелеты между городами внутри страны. Какой именно будет в Карши пока неизвестно.

03

Почему именно Карши?

Во-первых, эксперт Spot по авиации Олександр Ланецкий в конце января писал, что аэропорт «Карши» идеально подходит под «открытое небо», так как он отдаленный и практически не загруженный — именно в такие, как правило, летают лоукостеры. Во-вторых, председатель Государственного комитета по развитию туризма Азиз Абдухакимов на встрече с прессой в начале февраля сообщил, что решили взять нерентабельный аэропорт. Карши посчитали идеальной точкой, потому что там хорошая транспортная связь с историческими центрами — 40 минут до Самарканда, час до Бухары, 3,5 часа до Ташкента. Смогут летать и трудовые мигранты, и бюджетные туристы. Руководитель ведомства тоже напомнил, что в Европе лоукостеры также не летают в центральные аэропорты.

04

Какая от этого польза?

Все зависит от того, какой именно из девяти режимов будет в Карши. В теории большая. Причем всем. К примеру, иностранные авиакомпании при перевозках между пунктами третьих стран, может быть, получат право сесть в Карши, чтобы забрать пассажиров или грузы. Сам аэропорт, возможно, превратится в транзитный хаб мирового уровня, что повлечет за собой инвестиции и развитие инфраструктуры. Возможно, что увеличится конкуренция и снизятся тарифы на международных авиалиниях из Карши. Как правило, все «открытое небо» вызывает развитие маршрутной сети и повышает доступность авиаперелетов. «Открытое небо», как можно понять уже из названия, означает снятие ограничений, а это и развитие авиаперевозок во всех сегментах (от туристического до делового), и экономический рост, и создание новых рабочих мест.

05

Есть конкретные примеры?

Есть. С момента введения режима «открытого неба», пассажиропоток израильских аэропортов почти удвоился — с 13 миллионов в 2013 году до 20 миллионов пассажиров в 2017. Министр министр транспорта и разведки Израиля Исраэль Кац отметил, что благодаря политике «открытого неба» аэропорт Бен Гурион вошел в список ведущих аэропортов мира в категории «международный аэропорт средней величины». Жители страны, в свою очередь, получили возможность дешево летать в разные страны мира.

06

А что будет с «Узбекистон хаво йуллари»?

Как показывает тот же опыт Израиля, местные компании не только не пострадали, но еще и выиграли от режима «открытого неба». Израильские компании отчаянно противились реформам и заявляли, что им придется закрыться, а десятки тысяч людей потеряют работу. В итоге все получилось наоборот — El Al Israel Airlines, флагманский перевозчик Израиля, в 2012 году перевез четыре миллиона человек, а в 2016 году — на 1,5 млн больше. Доля компании на рынке сократилась с 33% до 32%, но это с лихвой компенсировалось увеличением общего пассажиропотока. К тому же, перед израильскими авиакомпаниями открылся путь в страны ЕС, за счет чего они значительно увеличили географию полетов. Можно предположить, что и «Узбекистон хаво йуллари» сможет выиграть от «открытого неба».

07

Когда запустится «открытое небо»?

До конца июня 2018 года будет разработана Концепция развития аэропорта «Карши». Сколько времени уйдет на заключение договора с теми странами, что смогут использовать режим «открытого неба» и подготовке необходимой инфраструктуры — неизвестно. В том же Израиле, к примеру, процесс начался более 5 лет и продолжается до сих пор — страна открывает небо для стран Африки и Латинской Америки, если сначала был только один аэропорт, то потом режим распространился и на другие города. Результаты же «открытого неба» были уже спустя год — пассажиропоток увеличился на 10%, еще через год — на 11%. Такой же путь может повторить и Узбекистан.