По данным на 1 января, в Узбекистане работают 62 777 лицензионных такси.

В 2017 году в Ташкенте перевозку пассажиров нелегально осуществляли 8000 автомобилей, сообщили Spot в Узбекском агентстве автомобильного и речного транспорта.

Представители рынка, в свою очередь, предоставляют другие цифры. Так, к примеру, основатель сервиса директор таксопарка Kamina Trans Service Бахтиёр Каюмов и основатель Taxi.uz Рустам Шамурадов считают, что в Ташкенте на 1000 человек приходится три-четыре автомобиля, нелегально перевозят пассажиров более 100 тыс. автомобилей, из них 20−35 тыс. приходится на Ташкент.

Лицензионных же такси в столице при этом становится всё меньше: по данным Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията Ташкента, в 2017 году таких такси было 2507 на 179 предприятий, а на 1 февраля 2018 года — уже 2212 на 160 предприятий.

Рустам Шамурадов

Основатель и руководитель Taxi.uz

Легальных такси так мало в основном из-за предъявляемых к ним требований: так, автомобиль должен быть окрашен в определенный цвет, в салоне должна быть контрольно-кассовая машина.

Это отпугивает и усложняет легализацию, к тому же у легальных таксистов нет никаких льгот, которые бы давали преимущество перед нелегальной работой.

Проблема 1. В салоне должен быть кассовый аппарат

Согласно требованию закона «О городском пассажирском транспорте», в линейных такси обязательно наличие только счетчика (таксометра) для определения платы за проезд.

В то же время в постановлении Кабинета Министров сказано о «наличии контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в установленном порядке в органах государственной налоговой службы, а также расчетного терминала для приема платежей с банковских пластиковых карточек».

Кроме того, в другом постановлении КМ указано, что для использования ККМ необходима стационарная точка, а автомобили не могут ею быть по определению.

Почему это требование мешает развитию рынка такси? У многих водителей нет квалификации для работы с контрольно-кассовой машиной и ведения контрольно-кассовой книги.

Как мы предлагаем решить проблему:

  • отменить требование о наличии ККМ в салоне;
  • изменить определение счетчика (таксометра) в приложении 1 к постановлению КМ «О мерах по упорядочению деятельности линейных такси» на «устройство, обеспечивающее учет дальности и расчет стоимости поездки пассажиров с выдачей чека»;
  • приравнять электронный чек к печатному. Это не только решит многие проблемы в сфере такси, но и даст хороший рывок в развитии электронной коммерции.

Проблема 2. Приобретение легковых автомобилей под такси

Чтобы привести автомобиль в соответствие требованиям к такси, нужно от 5 до 8,5 млн сумов (в зависимости от модели). Большинство машин таксопарки приобретают в кредит, однако его выдают только на автомобили, но не на их дооборудование.

Как мы предлагаем решить проблему:

  • возобновить в Узбекистане выпуск автомобилей под линейные такси. В 2011 году их выпускала GM Uzbekistan, однако спустя два года проект закрыли. Если возобновить производство сейчас, первоначальные потребности составят как минимум 1000 автомобилей в год;
  • снизить процентную ставку до 14% и увеличить льготный период для автомобильных кредитов до трех месяцев.

Проблема 3. Высокая стоимость входа на рынок такси

Не каждый «бомбила» сегодня может стать легальным таксистом, ведь для этого недостаточно просто купить автомобиль. Его еще надо переоборудовать, а это довольно-таки высокие затраты. Кроме того, при покраске автомобиля его рыночная цена падает в полтора-два раза.

Расходы

Matiz

Nexia

Lacetti

1

Покраска автомобиля

700

1100

1300

2

Плафон оранжевого цвета

121

3

Нанесение композиции из черных квадратов на передние двери

13

4

Информационная карточка водителя

12

5

Световой фонарь зеленого цвета

15

6

Нотариальное оформление документов

200−280

7

Страхование автомобиля

94−100

8

Обязательное страхование ответственности перевозчика

278 ($90)

9

Лицензионная карточка на 1 год

344 480+172 240 госпошлина сборов

10

Приобретение таксометра и контрольно-кассовой машины (ККМ) и их установка

2095

10.1

Приобретение таксометра

1200

10.2

Приобретение ККМ

500

10.3

Калибровка таксометра

130

10.4

Регистрация ККМ в ГНИ

225

10.5

Приобретение кассовой книги

40


Всего

4960

5635

6760


Как мы предлагаем решить проблему: разрешить вместо покраски покрывать автомобили специальной пленкой цвета «слоновая кость». При этом сохраняется заводской цвет автомобиля.

Проблема 4. Посадка / высадка под знак 3.27 «Остановка запрещена»

В «Правилах перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом» указано, что посадка и высадка пассажиров маршрутного или линейного такси осуществляется по требованию пассажиров с соблюдением правил дорожного движения.

В Ташкенте знак 3.27 «Остановка запрещена» установлен возле супермаркетов, аптек, базаров, и других мест максимального скопления пассажиров. Линейное такси — самый удобный вид транспорта, при этом водитель не может осуществлять посадку и высадку пассажиров в зоне действия данного знака. Это систематически приводит к недовольству пассажиров.

Как мы предлагаем решить проблему:

  • добавить поправку в «Правила дорожного движения», чтобы действие знаков 3.1−3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 не распространялось на маршрутные транспортные средства и линейные такси;
  • либо включить в ПДД знак «Кроме такси» аналогично знаку 7.18 «Кроме инвалидов» и установить вместе со знаком 3.27.

Проблема 5. Аренда терминала

Терминалы приобретаются банками и выдаются в аренду транспортным предприятиям из расчета 25 тыс. сумов в месяц. Это дополнительная (пусть и небольшая) финансовая нагрузка, а ведь объем платежей за услуги такси, поступающий в банки через терминал, ничтожно мал.

Как мы предлагаем решить проблему: разрешить расчет через мобильные платежные системы. Это, в свою очередь, послужит развитию электронной коммерции.

Сколько теряет государство

За перевозку пассажиров автомобильным транспортом без лицензии гражданам грозит штраф от 20 до 100, а должностным лицам — от 50 до с 150 минимальных размеров заработной платы. Несмотря на крупные штрафы и заявления органов власти об успехах в этой области (как правило, цифра по сравнению с предыдущим годом растет на несколько процентов), нелегальных таксистов меньше не становится.

В результате государство ежегодно теряет 1,9 трлн сумов поступления наличных денег, 25,4 млрд сумов от неполучения лицензии и 99,2 млрд сумов в виде налогов.


Показатель

Сумма, в сумах

1

Средний план

80 000

2

Коэффициент использования парка

0,8

3

МРЗП

172 240

4

Рабочих дней в год (365*0,8)

292

5

Число нелегальных перевозчиков

85 000

6

Стоимость лицензии на 1 год (2 МРЗП)

299 550

7

Потери бюджета от неполучения лицензий (85 000)

25,4 млрд

8

Внебанковский оборот

1,9 трлн

9

Налоги (5%)

99,2 млрд

10

Общее (потери за лицензию и налоги)

124,7 млрд

Чем грозит дальнейшее увеличение количества «бомбил»?

Большая часть проблемных вопросов обсуждается в Узбекистане уже более шести лет, в том числе с участием Торгово-промышленной палаты. Однако многие вопросы так и остаются нерешенными.

Неблагоприятная ситуация на рынке приводит к постепенному уменьшению количества таксомоторов как в столице, так и в регионах, кроме того, ситуация плохо отражается на репутации Узбекистана в глазах туристов.

Решение данных проблем приведет к развитию малого и среднего бизнеса, уменьшит внебанковский оборот наличной выручки и увеличит налоговые поступления в бюджет. Но даже это не самое главное, считает директор таксопарка Kamina Trans Service Бахтиёр Каюмов.

Бахтиёр Каюмов

Директор таксопарка Kamina Trans Service

Самая большая проблема в ситуации с нелегальными перевозчиками — это человеческий фактор. Помимо нарушений закона, «бомбилы» теряют самое главное — трудовой стаж, пенсионные накопления, в конце концов, возможность официального трудоустройства. Об этом сейчас мало кто думает, но это и есть главное упущение. Государство теряет тысячи рабочих мест и отчислений в виде налогов.

В то же время я выступаю против того, чтобы раздавать лицензии каждому, кому вздумается стать таксистом. К примеру, в нашем таксопарке каждое утро водители проходят медицинский осмотр. Если у таксиста обнаруживается недомогание, которое мешает ему управлять автомобилем, он к вождению не допускается. Обязателен и постоянный техосмотр автомобилей, выезжающих на работу. А кто будет следить за тем, что таксист с лицензией каждый день начинает с осмотра врачом?

Решение я вижу в том, чтобы отменить требования к переоборудованию автомобиля, но установить в каждом такси терминал, и далее уже закреплять каждого таксиста за определенным предприятием. Так он избежит дополнительных затрат и получит официальное трудоустройство. Сейчас число нелегалов растет, службы такси теряют клиентов и деньги, а город — налоги. Пассажиры ездят с сомнительными водителями на сомнительных машинах.

Смотрите сами — сколько прибыли может принести один автомобиль? Если в месяц налоги с одного автомобиля составляют 230 тыс. сумов, то умножьте эту цифру на 20 тыс. автомобилей? Цифры получатся колоссальные — 4,6 млрд сумов в месяц. Водители будут официально трудоустроены, предприятия будут получать прибыль, а государство — налоги.

Показатель для одного автомобиля

Сумма, в сумах

Средний план

55 000 (день), 1 430 000 (месяц)

Рабочих дней в месяце

26

Зарплата водителя, в месяц

376 000

Налоги

230 000

Арендная плата

330 000

Прибыль предприятия

19 000 (в день), 494 000 (месяц)


В конце декабря 2017 года в этой сфере наметилась было либерализация — на заседании Сената министр финансов Джамшид Кучкаров рассказал о планах разрешить таксистам работать на основе патента.

Тогда представители отрасли с энтузиазмом восприняли эту новость и рассказали, как это изменение могло бы помочь бизнесу.

Однако позже заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров отметил, что «эта услуга, безусловно, нуждается в патентовании, но в 2018 году страна к этому не готова».

Сейчас компании надеются привлечь внимание к этой проблеме, чтобы и рынок, и государство, и пользователи оказались в выигрыше.