Прямо сейчас проходит 36-я встреча в рамках встречи Startup Mix. Spot ведет прямую текстовую трансляцию с места событий. Стартапы, дискуссии, обсуждения, презентации и все самое интересное буквально из первых рук.
10:00. Юху, всем привет. Я в Университете Инха, тут проходит Startup Mix 36, если вы не смогли прийти, то присоединяйтесь.
10:12. Выступает Диер Мирзаахмедов, председатель Ассоциации предприятий «Национальный маркетинговый центр». Рассказывает про Siymo Online.
10:15. Если вкратце, то пока рассказывают про сервис, который позволяет заказывать рекламную продукцию — флаеры, листовки, все дела. Тут, кстати, отличный Wi-Fi, спасибо организаторам.
10:25. Про Siymo закончили, сейчас начинается про ADWEEK. Честно скажу, не очень понятно, что это и зачем. Сейчас узнаем.
10:25. ADWEEK будет в International Hotel, тот, что бывший InterContinental.
10:26. Что будет — маркетинг в туризме, молодежь, инновации. Диер рассказывает о программе недели — два дня конференция, три дня выставка. Награждение будет проходить в пятницу. Тогда же утром будет Workshop.
10:29. Приедут из Mail.ru, будут участвовать восемь вузов, организуют конкурс по нескольким номинациям, включая видео, брендинг, концепт, социальная реклама, веб и так далее.
10:31. Диер затронул важную информацию — после посещения вузов убедился, что 10% студентов что-то хотят делать. Остальные сидят и ждут, когда закончатся пары. «Понятно, почему в Узбекистане дефицит кадров». Нууу, да.
10:33. Судя по всему, будет интересно. А может, нет. На этом секция закончилась и дальше выступает Аскар Исмаилов, руководитель Venkon Group. Будет рассказывать про Didox.
10:35. Кстати, про Didox. Когда про них была реклама на «Газете.uz», мы позвонили как клиенты, но трубку взяла какая-то девушка, которая ничего про свой продукт не знала и не понимала. Типичная такая «девочка на телефоне». Сейчас посмотрим, что представляет собой сам продукт.
10:40. Аскар рассказывает, что Didox запустился в августе 2017 года. В ноябре выпустили первый релиз, только для обмена 1С.
10:43. В декабре был второй релиз, дальше маркетинг. В январе запустили рекламу.
10:48. Алишер Юсупов спрашивает, в чем отличие Didox от Faktura.uz.
10:49. Аскар отвечает, что другой подход. Следующий вопрос — «Где храните документы?». Аскар отвечает, что на амазановских сервисах. Документы хранятся и здесь, и там. Тут оригиналы, там копии.
10:51. Оплата по подписке. Это очень круто, потому что все сервисы по подписке что были в Узбекистане, заканчивались фейлами.
10:54. Аброр Исмаилов спрашивает, где реклама лучше всего выстрелила, Аскар ответил, но немного не так, как хотелось. Вопрос звучал про площадки, но Аскар ответил, что лучше всего работает комплексная реклама.
10:55. Начинается панельная дискуссия. Венчурное финансирование: обсуждение с экспертами отрасли механизма работы венчуров в Узбекистане. Что нужно учесть при формировании законопроектов о венчурных фондах:
- Батыр Арифджанов, инвестор, предприниматель
- Кодир Норов, инвестор, предприниматель
- Ильхом Омонов, бывший член совета Hi-Tech Bank
- Хикмат Абдурахманов, председатель Ассоциации международного бизнеса и технологий
10:56. У нас есть вот такие отличные изображения, спасибо Елене Селезневой:
11:00. Это изображения из презентации Кодира про то, что такое венчурное финансирование вкратце.
11:02. О чем тут говорят. Кодир рассказывает про то, что в рамках нынешнего законодательства нет инструмента для венчурного финансирования. Мы писали, что они будут.
11:03. Цитата: «Главное, чтобы венчурные фонды не превратились в бизнес-фонды, как это было в 90-х».
11:06. Слово взял Хикмат Абдурахманов. Рассказывает, что надо идти в сторону конкуренции и создавать пул венчурных инвесторов. В качестве примера можно взять Израиль, где с нуля построена экосистема стартапов, включая венчурное финансирование.
11:09: Цитата: «Надо опираться на международный опыт, нельзя делать так, чтобы регулятор был одновременно и игроком. Не бывает инноваций без риска».
11:11. «Отношение к риску должно кардинально поменяться», — Хикмат Абдурахманов.
11:12. «Создав просто венчурные фонды, проблему не решить. Нужны истории успехов, нужно поощрение студентов не за болтологию, а за конкретные результаты и лабораторные работы».
11:13. «Венчурная экосистема не состоит только из фондов», — говорит Батыр Арифджанов.
11:14. Батыр поддерживает Хикмата и тоже отмечает, что надо взять за пример сингапурский или английский опыт и быстро начать реализацию. Нет времени тратить 50 лет на создание фундамента и законодательной базы.
11:17. При создании MUIC Батыр предлагал изучать и привыкать к английскому праву, потому что иностранные инвесторы не понимают местные законы, везде в мире за основу применяется английское право, инвесторы, фонды и стартапы привыкли к нему.
11:22. Кодир Норов: «Скорее всего, будут создаваться государственные венчурные фонды из бюджетных денег. Тут стоит взять за пример российский Роснано, который вкладывается в инновационные прорывные проекты, которые смогут конкурировать на мировом рынке».
11:24. Цитата: «Надо вкладываться в те отрасли, где у нас уже есть разработки, та же самая хлопковая селекция. Нет смысла создавать очередной такси-агрегатор и тратить на это наши с вами деньги».
11:25. Ильхом Омонов: «У наших стартаперов есть возможность изучить технические возможности и предложить их банкам. Потому что у банков деньги есть, они хотят решения, хотят цифру, так что банки готовы выступить заказчиками, а может даже инвесторами, стартапов, которые работают в финтехе».
11:29. А Хикмат вот не согласен. Говорит, что денег в банках нет, потому что такие компании не работают там, где высокий риск. Очень сложно стартапу привлечь какие-то деньги у банка.
11:31. Теперь речь про коворкинги, которые планируется создать в регионах. Хикмат говорит, что эти решения должен принимать предприниматель, бизнес, а не государство, иначе будет как с колледжами.
11:31. Кстати, да, колледжи были мертворожденной идеей, жаль, если так получится и с коворкингами.
11:32. Цитата: «Когда у нас будет возможность запатентовать идею, инновацию, и жить за ее счет, тогда у нас будет и венчурное финансирование», — Хикмат Абдурахманов.
11:33. То же самое про выбор отрасли, о которой речь выше была. Не хлопок или агрегаторы, а то, что рынок сам предложит.
11:34. Алишер Юсупов спрашивает, допустим, есть венчурный фонд, но какой должна быть у него компетенция?
11:35. Батыр Арифджанов отвечает, что ни в коем случае нельзя подпускать чиновников к созданию венчурных фондов. Потому что чиновник получает деньги, которые ему не принадлежат. Результат будет соотвествующий.
11:38. Батыр отмечает, что вообще связаться с венчурным фондом очень сложно. Хорошо, если вообще ответят на имейл. Многие люди обращаются с предложением профинансировать LeBazar, но в компании против того, чтобы в компании был «мешок с деньгами».
11:40. Кодир Норов говорит, что Stolik.uz тоже хотел бы видеть в инвесторах человека с компетенцией. Потому что для технологического стартапа больше нужны умы, чем деньги. Это не промышленность, это стартапы, IT.
11:42. Кодир предлагает привлечь кого-нибудь из России, «Роснано» или Russian Ventures. Примерно так поступили в ОАЭ, которые активно привлекали специалистов c Запада.
11:44. Саид Абдунабиев спрашивает, как гости видят процедуру выхода (exit) и когда, по их мнению, придут в Узбекистан венчурные фонды.
11:47. Кодир Норов отвечает, что хотел бы, чтобы пришли хоть завтра. Что касается exit, то с учетом нормального рынка ценных бумаг, нет венчурного рынка, нет организованного рынка частных или институциональных инвестиций, то exit только через дивиденды и классическую прибыль.
11:49. Всего же в мире несколько выходов — или вас покупают, или вы покупаете других игроков. Норов утверждает, что продукт должен сам продавать сам себя, чтобы убедиться в его актуальности.
11:52. Хикмат отмечает, что игроки начнут заходить в Узбекистан, когда страна начнет представлять интерес для его экспансии. Сейчас нас 30 миллионов, но из них максимум 1−2 в онлайне, остальные сидят в Telegram, их можно не считать. Плюс повышение покупательской платежности.
11:54. Батыр замечает, что местным стартапам стоит ориентироваться на местные реалии и местные требования, потому что сможет конкурировать с иностранными компаниями, которые захотят сюда зайти. Так было в случае с Alibaba и Amazon, к примеру.
11:57. Батыр вспоминает, как российские платежные компании не смогли зайти на рынок, потому что был сильный Paynet.
12:00. Начинается следующая дискуссия. Тема «Корпоративная социальная ответственность. Навязанные обязательства или добровольная инициатива? Дискуссия с представителями крупных локальных и международных компаний».
- Ферузхан Якубходжаев, директор по маркетингу The Tower Mall Management Group
- Ораз Абдуразаков, директор по внешним связям и коммуникациям ООО Unitel (ТМ Beeline)
- Firdavs Kutliev, Университет Инха в Ташкенте
12:02. Ферузхан: «Корпоративная социальная ответственность это возможность сделать больше социально-значимых проектов, не отрываясь от основной деятельности. Желательно в контексте, потому что бизнес это не благотворительность».
12:06. Ораз отмечает, что все слышали, все говорят как про венчурные фонды, так и про корпоративную социальную ответственность (КСО), но никто толком не знает, что это и как оно выглядит.
12:06. Ораз говорит, что КСО — это социальные инициативы, во всяком случае, в Beeline. Компания рассматривает проект, насколько он актуален, насколько отвечает требованиям рынка и потребителей. В итоге, если говорить о социнвестициях, то компания не дает деньги.
12:08. ТУИТ пришел к Beeline с предложением создать общежития для аспирантов. Компания не давала деньги, но провела тендеры на проект, потом на подрядчика. Вот вам и социальные инвестиции. Правда, не очень понятно, почему государственный вуз ходит и клянчит деньги у частной компании. И почему компания соглашается.
12:15. Ораз говорит, что совершенно нормально, когда соцпроекты получают отрицательный ответ. Как правило, это должно быть взаимовыгодное партнерство. Ораз объясняет, что в компании много выпускников ТУИТ, соответственно, компания заинтересована в поддержке этого вуза, в том числе создании нового общежития для студентов.
12:16. Алишер Юсупов спрашивает, насколько нормально рекламировать благотворительность?
12:16. Ферузхан отвечает, что это нормально. Но смотря какой случай. К примеру, рекламировать то, что помогли футболками детскому дому, не очень. Если же компания системно решает конкретную проблему и своим последующим пиаром еще больше расширяет эту сферу, тем самым привлекая другие компании, то отлично.
12:19. Надо ли пиарить добрые дела? Ораз считает, что да, потому что это хороший пример для других. От хокимиятов приходит огромное количество запросов, на что в Beeline отвечают, что проекты должны отвечать концепции компании.
12:25. Ферузхан отмечает, что те, кто приходят с просьбами, как правило, просят деньги, и начинают на пальцах объяснять свои задумки.
12:30. Вопрос из зала: «Можно ли снижением налогов обеспечить социальную ответственность компаний?».
12:31. Ферузхан отвечает: «Если благотворительность поощряется снижением налогов или чем-то другим, то это уже не благотворительность — это сделка».
12:35. Сессия закончилась, дальше будет Александр Уткин, который расскажет про бизнес-тренинги.
12:37. Александр затронул больную тему инфобизнеса. Различные бизнес-молодости, маркетологи и прочие — шаманы.
12:42. Вкратце речь о том, что нынешние инфобизнесмены некомпетентны и обманывают доверчивых людей. Эти спикеры и коучи не говорят, кто они, почему они якобы компетентны, за что им платить.
12:46. Из зала спрашивают, если тренинги обман и мошенничество, то почему они так долго успешно существуют?
12:47. Александр отвечает, что чем больше невежественных людей, тем больше будет спрос.
12:49. Алишер Юсупов отмечает, что на самом деле тренингов в Узбекистане почти нет. Если сравнить с США, то их там сотни, а у нас только-только приходит.
12:55: Александр отвечает, что да, тренинги имеют право на жизнь, если коуч понимает, о чем говорит. Определить и измерить же это можно при помощи цифр.
13:00. На этом сессия закончилась, и сейчас Саида Юсупова расскажет про Technovation. Планируется участие гостей из Кремниевой долины.
13:08. Алишер Юсупов делится опытом продаж на Amazon. Разрушение мифов.
13:12. Первый миф: «Amazon это очень просто». Нет. Склады, продажи, выход и многое другое — это невероятно сложно.
13:13. Второй миф: «Наш хэндмейд завоюет мир». Нет. Он очень плохого качества, никак не меняется в сторону спроса, он очень консервативен. Туристы покупают хэндмейд тут, потому что надо что-то купить в качестве сувенира. На мировом рынке же никто этот хэндмейд покупать не будет.
13:15. Третий миф: «Электронная коммерция — это прибыльно». Нет, лишь 10% продавцов на Amazon успешны.
13:16: Четвертый миф: «Главное — зарегистрироваться на Amazon». Нет, это очень просто, а проблема в том, что делать дальше? Будете на 400-й странице, куда никто не заходит.
13:18. Где продавать узбекский хэндмейд? Очевидно, что можно на том же Ebay или Etsy. Хотя и тот же Amazon, но там промышленные продажи.
13:25. На этом наша трансляция подошла к концу. Спасибо, что были с нами! Скоро прикрутим нормальный сервис онлайн-трансляций.
Трансляция обновляется в режиме реального времени.