Из хореографа — в модельеры
Страсть красиво одевать людей была у меня давно. Еще во время учебы на первом курсе Ташкентского хореографического училища я собрал маленький шоу-балет и развернул бурную деятельность, при этом сам начал придумывать и шить для нас костюмы. Это хобби меня увлекло, и вскоре я поступил на курсы модельеров-дизайнеров. Не хотелось быть таким, как многие: копировать модели из интернета, шить фейки и довольствоваться этим.
Параллельно я выступал с шоу-балетом и учился, а получив диплом, снова вернулся вплотную к хореографии. Мы стали ездить по миру, работать не только с нашими, но и зарубежными артистами, даже удостоились чести выступать со всемирно известной певицей Ларой Фабиан.
Во время гастролей заняли много призовых мест, я судил чемпионаты мира по хореографии, успел побывать в составе шоу-балета «Тодес» и, вдоволь насытившись этим, решил вернуться в Ташкент и открыть шоурум. Полностью изменять свою жизнь. Так началась моя карьера дизайнера.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Свободная ниша
Почему вечерние платья? Потому что сегодня эта ниша рынка у нас относительно свободна, и я хочу ее занять.
Сшить вечернее платье — не совсем выгодно для некоторых дизайнеров. У нас ведь на первом месте по большей части бизнес, нежели творчество. А чтобы сшить вечернее платье, нужен творческий подход, как минимум две недели на изготовление. Гораздо проще за эти 14 дней пошить 10 костюмов в стиле кэжуал.
Поэтому большинство выбирает массовость, я же — за индивидуальность, и при этом она может порой выстрелить гораздо лучше. Если мне не нравится вещь, я могу ее распороть, перекроить и начать с нуля — ради того, чтобы итоговый продукт был совершенен.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Мой девиз по жизни: «Если не уверен, что будешь лучшим, даже не следует начинать». Я с самого начала был уверен, что буду номер один, причем не только в родной стране, но и далеко за ее пределами. И неважно, пройдет два года или десять, но я своего добьюсь.
Я счастлив, что мои старания оценили в городе Харбин, который вскоре, я уверен, превратится в мировую столицу моды. На неделе моды Harbin Fashion Week 2018, которая проходит уже шестой год, из 16 рассматриваемых дизайнеров Узбекистана я единственный удостоился чести представлять нашу страну. Мы взяли прорыв года, стали лучшими, и это подтверждение того, что я занимаюсь этим делом не зря.
Показ на Harbin Fashion Week 2018. Фото из архива
В шоурум вложил все свои средства
Когда я только открыл шоурум, то буквально остался без средств к существованию. Так как по натуре я не бизнесмен, а творческий человек, у меня не было бизнес-плана, грамотно составленного перечня расходов, я просто, как говорится, кинулся в омут с головой. В итоге вложил все свои сбережения и прогадал с расчетами.
Несмотря на то, что сегодня, два года спустя, мы еще не вышли в прибыль, я верю в наше дело.
Пошить коллекцию — это колоссальные затраты. Огромное количество дорогой ткани, украшения, вывоз на показы за рубеж — всё это стоит больших денег. Но если уж представлять страну на мировом уровне, то только так и никак иначе. А ведь это только одна коллекция!
Так, к примеру, я начал использовать в нарядах узоры полоску и горох, когда до Узбекистана эти тренды еще не дошли, и я знал, что коллекция у меня не будет продаваться, но меня это не остановило. Я снова стал банкротом, потерпел убытки, но через год люди заинтересовались этой темой, и сегодня у меня осталось только два платья из той коллекции.
Я делаю по две коллекции в год — весна-лето и зима-осень. В данный момент работаем уже над шестой коллекцией. Если коллекция готовится на выезд, шьем как минимум 20−30 нарядов, если это сольный показ — 50−60 образов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Рынки сбыта
В основном я работаю на Узбекистан, это 90% моих заказов. Что-то делаем по индивидуальным заказам для Казахстана, России, где уже сформировался узкий, но постоянный круг клиентов. С недавних пор моими нарядами стали интересоваться в Грузии, видимо, дают о себе знать показы в разных странах, обмен опытом и новые знакомства. Это открывает хорошие перспективы, но я пока не могу себе позволить большего размаха, потому что не делаю бренд массовым. Пока я вижу свою одежду от кутюр, в единичных экземплярах.
Мой мир и шоурум открыты для каждого, я никогда не выбираю клиентов, я всегда рад абсолютно всем. Когда мы только открылись, я с большой неохотой продавал свои вещи, как будто отрывая кусок от себя, а сейчас, напротив, это дарит мне много положительных эмоций. Когда на различных мероприятиях вижу девушек в своих нарядах, я понимаю, что столько трудов было вложено не зря.
Модели из коллекции осень-зима 2017. Фото из архива
Ценовая политика
Я часто сталкиваюсь с ошибочным мнением касательно стоимости моих нарядов. Не всё, что хорошо выглядит, стоит больших денег, и я пока не Доменико Дольче или Стефано Габбана, чтобы ставить заоблачные ценники. Пока я простой дизайнер, который только начинает карьеру. Возможно, десять лет спустя я смогу себе это позволить, но пока хотелось бы переубедить людей.
У нас очень демократичная ценовая политика, и многие могут позволить себе приобрести у нас платье. Цены начинаются от 1,5 млн сумов — за эксклюзивное платье, сшитое специально для вас, в единственном экземпляре. Такого платья вы не встретите ни в магазине, ни на подруге, оно будет только у вас.
Научиться шить может каждый, а вот вкус и умение красиво, грамотно одеть человека — это, мне кажется, дано уже свыше. Талант — это не привычка, не то, чему можно научиться. Я могу одеть человека, не затрачивая больших средств, и он будет выглядеть на миллион.
Нариман Григорян с одним из заказчиков — рэп-исполнителем Шохрухом. Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сложности: борьба за эксклюзив
Одна из главных проблем, с которыми сталкивается дизайнер в нашей стране — это плагиат. Я вижу это каждый день. Именно поэтому мы редко выставляем новые модели в интернете и социальных сетях. Вот приходит ко мне девушка и видит красивое дизайнерское платье. Потом она едет на местный рынок тканей, берет что-то более-менее подходящее и шьет что-то более-менее похожее.
Мы боремся за эксклюзив, 60% наших тканей — из Индии, Дубая, Эквадора и других стран. Что-то привожу я сам, когда летаю на показы, что-то передают знакомые стюардессы, благодарные клиенты — по 5 кг, по 2−3 метра гипюра из-за рубежа — так и копится то самое неповторимое, качественное, что делает наши наряды не похожими на другие и выделяет среди обилия фейков.
К сожалению, в борьбе с плагиатом у нас пока нет действующих законных мер. К примеру, на Западе с этим дело обстоит четко и ясно — если модный дом придумывает какой-либо тренд, он патентует эту идею. Потом другие дизайнеры обращаются в специальную ассоциацию, выкупают право на использование этой идеи в своих коллекциях и диктуют вместе моду всему миру. Никто не тянет одеяло на себя, все знают, кто первый запатентовал идею.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Новое направление: свадебная коллекция
Ежегодно мы стараемся делать несколько роликов, причем каждый из них — с продуманным необычным замыслом, который раскрывает мое видение вечерней моды.
Сейчас, в преддверии выпуска свадебной коллекции, мы готовим ролик, в котором будет сниматься заслуженная артистка Узбекистана, моя однокурсница балерина Нодира Хамраева.
Когда я только начинал готовить свадебную коллекцию, я сразу решил, что теперь эти наряды станут неотъемлемой частью моего творчества. Если раньше у нас были и пальто, и повседневные платья, то сейчас будут только вечерние и свадебные наряды. Это красиво, это эксклюзив, это то, что мне нравится делать больше всего.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
При этом свадебные платья тоже отличает весьма гибкая ценовая политика, стоят они от 500 долларов. Мы не отдаем наряды на прокат за бешеные суммы, мы вышиваем вручную каждый камушек, это эксклюзив, индивидуальный подход к каждой невесте, чтобы на свадьбе она была самой красивой и неповторимой.
Я очень надеюсь, что отучу наших невест от дорогущих прокатных платьев, и в свой самый важный день они будут одеты от кутюр.
Свою миссию я вижу том, чтобы сделать самый лучший бренд в Узбекистане. Чтоб именно с моим именем у людей ассоциировались самые шикарные вечерние и свадебные дизайнерские наряды.