Собственных сбережений не было, пришлось искать партнера
Основатель Art Hostel Павел Вольф окончил факультет международного туризма в ТГЭУ, в годы учебы много путешествовал. После университета устроился администратором в гостиницу «Сайрам» (сейчас она называется «Самир»), несколько лет работал менеджером в других столичных гостиницах. А потом захотел открыть свой хостел, похожий на те, в которых останавливался, путешествуя за рубежом.
Собственных сбережений не было, поэтому пришлось искать партнера.
Концепцию хостела разрабатывал Павел, партнер взял на себя расходы. Сняли здание, которое сдавалось под офисы, немного переделали внутреннюю планировку.
«Средств на покупку здания тогда не было, а сейчас арендаторы, видя, что хостел прибыльный, запрашивают неадекватно высокую цену. Неудобно и то, что арендный договор составляется на срок не более одного года, и арендатор может постоянно повышать оплату, всё это приходится просчитывать наперед», — рассказывает Павел.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Взгляды на ведение бизнеса у партнеров были весьма разные: Павлу все время хотелось вкладываться в развитие хостела, партнеру же была интересна только прибыль. В итоге после двух лет работы решили разойтись. Теперь, работая без партнера, Павел реинвестирует часть прибыли в улучшение и поддержание состояния хостела.
Сегодня Павел готовит к открытию уже третью гостиницу, но запуск Art Hostel считает своим главным достижением:
«Это был самый резкий рывок и переход на другой уровень после работы администратором в гостинице».
Из полупустой ниши хостелов в напряженный рынок отелей
Когда вслед за Art Hostel начали появляться другие заведения подобного формата, пришло понимание, что пора двигаться дальше, расширяться. Так появился Art Hotel — небольшая бюджетная гостиница.
Основное отличие хостела и отеля, по опыту Павла — это контингент:
«В хостелах чаще останавливаются туристы, для которых путешествия превратились в стиль жизни, многие из них ведут блоги о путешествиях и побывали во многих странах. В отелях останавливаются в основном деловые люди. В хостеле всегда много общения, и акцент надо делать именно на общие помещения, они должны быть комфортными. В отеле всё больше по шаблону: заселились, утром позавтракали, уехали по делам, вечером все по номерам».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В управлении хостелом и отелем особой разницы нет, разве что с отелем чуть сложнее из-за большего масштаба.
«Самое главное в управлении отелем — базовые знания. Нужно также уметь грамотно общаться и точно доносить свои мысли до людей, изучать хотя бы немного психологию, менеджмент и маркетинг», — советует Павел.
Главный критерий, по которому постояльцы как отеля, так и хостела оценивают качество проживание — чистота. Кухня, развлечения и даже антураж при всей своей замечательности померкнут, если перед взором гостя возникнут изъяны по части чистоты, считает Павел.
Костяк в гостиничном бизнесе — это персонал. Обстановка может быть самой обыкновенной, но если персонал создает комфортную атмосферу, то в гостиницу или хостел захочется возвращаться.
Потратил много, зарабатываю меньше, чем хотелось бы
Благодаря опыту с хостелом Art Hotel довольно быстро вышел на прибыль. В этом плане отель — более выигрышный вариант, чем хостел, отмечает Павел.
И всё же он считает, что на открытие и ведение отеля потратил много, и пока зарабатывает меньше, чем хотелось бы:
«Конкретные цифры называть не буду, но при эквивалентном вложении времени и сил в других сферах можно заработать больше».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Крупных промашек в делах не было, но убедился, что экономия на мелочах почти всегда выходит боком: приходится переделывать, а это ведет к дополнительным тратам и потерянному времени.
К концепции «пусть каждый квадратный метр приносит пользу» Павел относится отрицательно:
«Это выгодно в финансовом плане, но противоречит моему видению. Каждый сантиметр должен делать пребывание гостя комфортнее, а агрессивный маркетинг и навязывание шопоголизма этому не способствуют».
Вести дела и курировать ключевые процессы Павлу приходится самому — не находится подходящий кандидат, которому можно делегировать часть дел:
«Человек должен быть инициативный и легко обучаемый, способный в разных ситуациях самостоятельно принимать рациональные решения. Но почему-то многие боятся взять на себя ответственность и советуются по любой мелочи, что ведет, опять-таки, к потере моего времени».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
ЦА — молодежь из Европы
Отель продвигается в основном через сайты бронирования и частично через турфирмы, в SMM-продвижении Павел пока смысла не видит. В плюс играет удобное месторасположение — бывает, гости заходят просто с улицы.
Целевой аудиторией Павел называет состоятельную молодежь и деловых людей из европейских стран:
«Там много молодежи с достаточным доходом для путешествий».
Пару месяцев назад энтузиасты-кинолюбители начали проводить в Art Hostel вечерние кинопоказы, открытые как для гостей, так и для жителей города. Хостел увидел в этом возможность создать площадку общения путешественников и ташкентцев. И хотя, как правило, постояльцы оказываются чуть менее заинтересованы в совместном просмотре фильмов, после киносеансов гости хостела и местные ребята часто идут куда-то еще вместе.
Вслед за Art Hostel и Art Hotel Павел в качестве соучредителя и управляющего запустил Grand Art Hotel и готовит еще одну гостиницу к открытию. Сеть будет и дальше расширяться.