На портале обсуждения нормативно-правовых актов опубликован законопроект «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг».

В документе указывается, что в результате проводимых реформ в банковской системе внедряются рыночные механизмы оказания услуг, расширяются их виды, повышается финансовая доступность для предпринимателей и населения.

Внедрены новые банковские услуги, облегчающие проведение валютно-обменных операций для населения, созданы условия по приобретению иностранной валюты индивидуальными предпринимателями.

Имеющиеся проблемы

Вместе с тем, наблюдается ряд проблем и недостатков в части соблюдения прав и законных интересов потребителей банковских услуг и расширения финансовой доступности, особенно в регионах, а также дальнейшего повышения культуры обслуживания и доверия к банковской системе:

  1. чрезмерная централизация полномочий в принятии решений по выдаче кредитов препятствует четкому разграничению ответственности между головными банками и их филиалами;
  2. усложненные механизмы рассмотрения кредитных заявок ограничивают возможность оперативного получения кредитов;
  3. отсутствие возможности выдачи микрозаймов коммерческими банками не обеспечивает повышение уровня доступности микрозаймов, а высокие процентные ставки по услугам микрокредитных организаций и ломбардов зачастую приводят к ухудшению финансового состояния потребителей;
  4. низкий уровень развития рынка розничных банковских услуг и отсутствие современных подходов выстраивания партнерских отношений с клиентами создает почву для проявления излишней бюрократии и волокиты;
  5. отсутствие государственной процессинговой организации по осуществлению безналичных расчетов на основе банковских карт влияет на уровень безопасности, бесперебойности и надежности функционирования розничных платежных систем и препятствует продвижению современных технологических решений при реализации инновационных проектов, доступных для широких слоев населения;
  6. взимание комиссий за рассмотрение и выдачу кредитов (микрозаймов), а также других платежей приводит к увеличению реальной стоимости заимствования;
  7. включение в договора условий, предусматривающих одностороннее право изменять тарифы за услуги, проценты по выданным кредитам и привлеченным депозитам, а также предоставление одной услуги с навязыванием приобретения дополнительной, нарушает права потребителей банковских услуг;
  8. наличие ограничений по снятию иностранной валюты с платежных банковских карт и недостаточное количество банкоматов не обеспечивает должный уровень обслуживания при валютно-обменных операциях.

Защита права потребителей

Исходя из этого, регулятор предлагает определить, что обеспечение повышения доступности банковских услуг и защиты прав потребителей банковских услуг является одной из основных задач Центрального банка.

Центральному банку Республики Узбекистан при выполнении задач по защите прав потребителей банковских услуг особое внимание обратить на:

  • выявление системных недостатков банковской системы и нарушений прав потребителей банковских услуг, а также их предотвращение;
  • обеспечение принятия мер ответственности в отношении кредитных организаций, допустивших нарушения прав потребителей банковских услуг;
  • консультирование и оказание содействия в восстановлении нарушенных прав потребителей банковских услуг;
  • повышение уровня финансовой доступности и грамотности потребителей банковских услуг.

Убрать проверку документов при входе в банк и повысить прозрачность

Установить с 1 июля 2018 года требования, в соответствии с которыми коммерческие банки создают условия для:

  • беспрепятственного доступа в зону непосредственного обслуживания клиентов, без предварительных разрешений и предъявления документов, подтверждающих личность;
  • получения предварительной консультации об оказываемых банковских услугах от администраторов первичного приема клиентов;
  • прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче
    или мотивированном отказе в выдаче кредита (микрозайма).

Свободное снятие валюты с международных карт и онлайн-обмен денег

До 1 апреля 2018 года внедрить механизм снятия на территории страны наличной иностранной валюты, приобретенной физическими лицами на международные платежные карты, в пределах лимитов, установленных коммерческими банками;

До 1 апреля 2018 года совместно с коммерческими банками внедрить систему дистанционного управления счетами физических лиц, обеспечивающую проведение ими операций по купле-продаже иностранной валюты и перевод денежных средств с международных платежных карт на срочные вклады в иностранной или национальной валюте.

Разрешить банкам выдавать микрокредиты

До 1 мая 2018 года:

  • разработать и утвердить Положение о минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг;
  • внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих предоставление права коммерческим банкам выдавать микрозаймы;
  • внести дополнения в нормативно-правовые акты касательно применения Центральным банком санкций в отношении кредитных организаций за нарушение ими прав потребителей банковских услуг;
  • разработать и утвердить Положение, предусматривающее в том числе установление требования о наличии скоринговой модели в кредитном бюро с возможностью создания коммерческими банками собственной скоринговой модели, позволяющей оценить кредитоспособность потенциального заемщика и сократить сроки выдачи кредитов (микрозаймов) физическим лицам и субъектам малого предпринимательства.

Создать Национальный банковский процессинговый центр

До 1 мая 2018 года совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан разработать Концепцию создания Национального банковского процессингового центра, обеспечивающего информационное и технологическое взаимодействие между банками — участниками расчетов по локальным и международным банковским картам, определив его основными задачами:

  • построение и развитие национальной розничной платежной системы, обеспечивающей безопасность и бесперебойность проведения транзакций;
  • создание и развитие доступных платежных услуг;
  • развитие и продвижение инновационных продуктов, в том числе бесконтактных и мобильных технологий при осуществлении безналичных платежей;
  • внедрение технологий бесконтактных и мобильных платежей, в первую очередь, в сфере социально-бытового обслуживания, транспорта, торговли, общественного питания, особенно в регионах;
  • обеспечение взаимодействия с международными платежными системами.

Полностью интегрироваться к Visa, MasterCard и другим международным платежным системам

До 1 июля 2018 года совместно с Ассоциацией банков Узбекистана и коммерческими банками завершить интеграцию отечественных платежных систем с основными международными платежными системами, обеспечивающими принятие платежных карт нерезидентов во всей сети платежных терминалов;

До 1 ноября 2018 года совместно с коммерческими банками обеспечить создание автоматизированных пунктов обмена валюты, работающих в круглосуточном режиме, особенно в местах, активно посещаемых туристами.

Создать Единую межведомственную информационную систему обработки и электронного обмена данных

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Центральным банком Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 января 2019 года создать Единую межведомственную информационную систему обработки и электронного обмена данных между государственными органами и кредитным бюро, позволяющую получить информацию о:

  • начислениях для граждан в накопительной пенсионной системе;
  • начислениях страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
  • начислениях задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
  • физических лицах и субъектах предпринимательства для их идентификации;
  • имуществе и иных полученных доходах физических лиц;
  • финансовом состоянии юридических лиц.

Освободить от уплаты таможенных платежей ввоз ПО для банков

Утвердить перечень ввозимых коммерческими банками и процессинговыми организациями оборудования, комплектующих, программного обеспечения и других материалов, освобождаемых от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) сроком до 1 января 2020 года: банкоматы, терминалы, pinpad (картридер), терминалы и так далее.

Установить 1045 банкоматов до конца 2018 года

Документ доступен для обсуждения и комментирования до 22 марта. Планируемый срок вступления в силу — 31 марта.