На портале обсуждения нормативно-правовых актов опубликован законопроект «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг».
В документе указывается, что в результате проводимых реформ в банковской системе внедряются рыночные механизмы оказания услуг, расширяются их виды, повышается финансовая доступность для предпринимателей и населения.
Внедрены новые банковские услуги, облегчающие проведение валютно-обменных операций для населения, созданы условия по приобретению иностранной валюты индивидуальными предпринимателями.
Имеющиеся проблемы
Вместе с тем, наблюдается ряд проблем и недостатков в части соблюдения прав и законных интересов потребителей банковских услуг и расширения финансовой доступности, особенно в регионах, а также дальнейшего повышения культуры обслуживания и доверия к банковской системе:
- чрезмерная централизация полномочий в принятии решений по выдаче кредитов препятствует четкому разграничению ответственности между головными банками и их филиалами;
- усложненные механизмы рассмотрения кредитных заявок ограничивают возможность оперативного получения кредитов;
- отсутствие возможности выдачи микрозаймов коммерческими банками не обеспечивает повышение уровня доступности микрозаймов, а высокие процентные ставки по услугам микрокредитных организаций и ломбардов зачастую приводят к ухудшению финансового состояния потребителей;
- низкий уровень развития рынка розничных банковских услуг и отсутствие современных подходов выстраивания партнерских отношений с клиентами создает почву для проявления излишней бюрократии и волокиты;
- отсутствие государственной процессинговой организации по осуществлению безналичных расчетов на основе банковских карт влияет на уровень безопасности, бесперебойности и надежности функционирования розничных платежных систем и препятствует продвижению современных технологических решений при реализации инновационных проектов, доступных для широких слоев населения;
- взимание комиссий за рассмотрение и выдачу кредитов (микрозаймов), а также других платежей приводит к увеличению реальной стоимости заимствования;
- включение в договора условий, предусматривающих одностороннее право изменять тарифы за услуги, проценты по выданным кредитам и привлеченным депозитам, а также предоставление одной услуги с навязыванием приобретения дополнительной, нарушает права потребителей банковских услуг;
- наличие ограничений по снятию иностранной валюты с платежных банковских карт и недостаточное количество банкоматов не обеспечивает должный уровень обслуживания при валютно-обменных операциях.
Защита права потребителей
Исходя из этого, регулятор предлагает определить, что обеспечение повышения доступности банковских услуг и защиты прав потребителей банковских услуг является одной из основных задач Центрального банка.
Центральному банку Республики Узбекистан при выполнении задач по защите прав потребителей банковских услуг особое внимание обратить на:
- выявление системных недостатков банковской системы и нарушений прав потребителей банковских услуг, а также их предотвращение;
- обеспечение принятия мер ответственности в отношении кредитных организаций, допустивших нарушения прав потребителей банковских услуг;
- консультирование и оказание содействия в восстановлении нарушенных прав потребителей банковских услуг;
- повышение уровня финансовой доступности и грамотности потребителей банковских услуг.
Убрать проверку документов при входе в банк и повысить прозрачность
Установить с 1 июля 2018 года требования, в соответствии с которыми коммерческие банки создают условия для:
- беспрепятственного доступа в зону непосредственного обслуживания клиентов, без предварительных разрешений и предъявления документов, подтверждающих личность;
- получения предварительной консультации об оказываемых банковских услугах от администраторов первичного приема клиентов;
- прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче
или мотивированном отказе в выдаче кредита (микрозайма).
Свободное снятие валюты с международных карт и онлайн-обмен денег
До 1 апреля 2018 года внедрить механизм снятия на территории страны наличной иностранной валюты, приобретенной физическими лицами на международные платежные карты, в пределах лимитов, установленных коммерческими банками;
До 1 апреля 2018 года совместно с коммерческими банками внедрить систему дистанционного управления счетами физических лиц, обеспечивающую проведение ими операций по купле-продаже иностранной валюты и перевод денежных средств с международных платежных карт на срочные вклады в иностранной или национальной валюте.
Разрешить банкам выдавать микрокредиты
До 1 мая 2018 года:
- разработать и утвердить Положение о минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг;
- внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих предоставление права коммерческим банкам выдавать микрозаймы;
- внести дополнения в нормативно-правовые акты касательно применения Центральным банком санкций в отношении кредитных организаций за нарушение ими прав потребителей банковских услуг;
- разработать и утвердить Положение, предусматривающее в том числе установление требования о наличии скоринговой модели в кредитном бюро с возможностью создания коммерческими банками собственной скоринговой модели, позволяющей оценить кредитоспособность потенциального заемщика и сократить сроки выдачи кредитов (микрозаймов) физическим лицам и субъектам малого предпринимательства.
Создать Национальный банковский процессинговый центр
До 1 мая 2018 года совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан разработать Концепцию создания Национального банковского процессингового центра, обеспечивающего информационное и технологическое взаимодействие между банками — участниками расчетов по локальным и международным банковским картам, определив его основными задачами:
- построение и развитие национальной розничной платежной системы, обеспечивающей безопасность и бесперебойность проведения транзакций;
- создание и развитие доступных платежных услуг;
- развитие и продвижение инновационных продуктов, в том числе бесконтактных и мобильных технологий при осуществлении безналичных платежей;
- внедрение технологий бесконтактных и мобильных платежей, в первую очередь, в сфере социально-бытового обслуживания, транспорта, торговли, общественного питания, особенно в регионах;
- обеспечение взаимодействия с международными платежными системами.
Полностью интегрироваться к Visa, MasterCard и другим международным платежным системам
До 1 июля 2018 года совместно с Ассоциацией банков Узбекистана и коммерческими банками завершить интеграцию отечественных платежных систем с основными международными платежными системами, обеспечивающими принятие платежных карт нерезидентов во всей сети платежных терминалов;
До 1 ноября 2018 года совместно с коммерческими банками обеспечить создание автоматизированных пунктов обмена валюты, работающих в круглосуточном режиме, особенно в местах, активно посещаемых туристами.
Создать Единую межведомственную информационную систему обработки и электронного обмена данных
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Центральным банком Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 января 2019 года создать Единую межведомственную информационную систему обработки и электронного обмена данных между государственными органами и кредитным бюро, позволяющую получить информацию о:
- начислениях для граждан в накопительной пенсионной системе;
- начислениях страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
- начислениях задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
- физических лицах и субъектах предпринимательства для их идентификации;
- имуществе и иных полученных доходах физических лиц;
- финансовом состоянии юридических лиц.
Освободить от уплаты таможенных платежей ввоз ПО для банков
Утвердить перечень ввозимых коммерческими банками и процессинговыми организациями оборудования, комплектующих, программного обеспечения и других материалов, освобождаемых от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) сроком до 1 января 2020 года: банкоматы, терминалы, pinpad (картридер), терминалы и так далее.
Установить 1045 банкоматов до конца 2018 года
Документ доступен для обсуждения и комментирования до 22 марта. Планируемый срок вступления в силу — 31 марта.