Денис Антонюк
Управляющий директор консалтинговой компании «Авиа Бридж», экс-руководитель Государственной авиаслужбы Украины (с марта 2014 года по сентябрь 2015 года)
Легко писать о массовом туризме, находясь в одном из его центров — в Египте. Море, исторические памятники, огромные гостиницы вместимостью в тысячи туристов, развитая транспортная инфраструктура, лояльный режим въезда — есть всё для того, чтобы миллионы туристов со всего света приезжали и оставляли свои деньги.
Налицо огромная работа, проделанная египетскими властями для того, чтобы туристу было комфортно приехать и потратить деньги. Попробуем сравнить с тем, что предлагает Центральная Азия, и, в частности, Узбекистан.
Потенциал — сотни тысяч туристов в год. Что мешает его реализовать?
Здесь есть древняя история с хорошо сохранившимися памятниками, уникальное этнопредложение, возможный горный и горнолыжный туризм (живописные горы в комбинации с технически сложными семитысячниками), местная дешевизна (причина появления туризма за доступной медициной, винного туризма, рекреационного туризма и прочих подобных причин приехать в другую страну).
К сожалению, особенности географии привносят серьезные ограничения для развития действительно массовых видов туризма — в Центральной Азии, в силу понятных причин, нет потенциала пляжного отдыха и маловероятен массовый горнолыжный туризм.
Учитывая достаточную удаленность от основных источников турпотока — Европа, Китай, страны Персидского залива находятся в нескольких часах лёта — оценивать потенциал въездного в Центральную Азию туризма можно в сотни тысяч туристов в год, и, соответственно, в сотни миллионов долларов в год.
Это не миллионы туристов Египта или Таиланда, но в масштабах Узбекистана эти деньги потенциально сопоставимы с крупнейшими отраслями хозяйствования.
Фото: Kalpak Travel
Чтобы Центральная Азия появилась на карте мира массового туризма, первым и главным шагом есть необходимость осознания того, что Узбекистан не один на рынке, что десятки стран борются за туристические потоки и деньги и прошли по пути привлечения туристов и создания правильного туристического продукта уже длинный путь, и все главные проблемные вопросы они уже решили десятилетия назад.
Если государство ставит барьер — визовый ли, ценовой ли, — то этим немедленно воспользуются те страны, которым туристические деньги нужны больше. Чтобы сотни тысяч туристов приехали и оставили свои деньги, необходимо меняться и много работать. Необходим такой подход со стороны государства, при котором развитие туризма будет определено как приоритет, и его проблемы будут приоритизированы по сравнению с некоторыми другими проблемами.
Что можно и нужно сделать?
Какие же условия необходимы для развития массового въездного туризма (говорим мы, конечно, про туризм из-за пределов региона)?
- Безопасность.
- Узнаваемость страны и ее туристического продукта на внешних рынках.
- Легкость миграционно-таможенного въезда и выезда.
- Дешевизна попадания в страну и адекватные цены на перемещения по стране.
- Качественная туристическая инфраструктура — гостиницы, трансферы, дороги — и адекватные цены на пользование этой инфраструктурой.
- Созданный туристический продукт (разработанные программы пребывания, правила игры, согласованные между всеми участниками рынка — аэропортом, авиакомпаниями, железной дорогой, гостиницами).
Не буду останавливаться на исторических памятниках Самарканда и Бухары, на значительном интересе к Шелковому пути, на этно- и рекреационных возможностях региона, на всём том, что способно привлечь интерес со стороны туристов и туроператоров.
Попробую обозначить слабые места, причем такие, решение которых не требует огромных финансовых вложений.
Горы в Сурхандарье. Фото: Эрнест Куртвелиев, Pixland.uz
Снять барьеры и усилить безопасность
Конечно, главный приоритет — это безопасность. Иностранный турист должен чувствовать себя защищенным как от любых экстремистских угроз, так и от государственной машины.
И если по первой категории угроз государство делает всё возможное, то по второй, мне кажется, могло бы помочь создание в крупнейших центрах туристической полиции, обладающей достаточными полномочиями. Такая полиция могла бы ограждать туристов как от криминальных угроз, так и от некачественного сервиса, чтобы туристу было куда пожаловаться в случае обмана или непредоставления услуг, а также сдерживать аппетиты (конечно, в случае появления таковых) представителей местных властей.
Без сомнения, недавние дальновидные и мудрые решения президента об облегчении визового режима для граждан 46 стран (в том числе отмена виз для граждан 7 стран) будут в значительной мере способствовать развитию въездного туризма.
Отмена виз для граждан всех стран «первого мира», не несущих миграционных рисков, а также с ограниченными террористическими рисками — это вопрос даже не вчерашний, а позавчерашний. Виза по прилету (а еще лучше — полностью безвизовый режим) зачастую становится одним из факторов при выборе страны для путешествий.
Также безвизовый режим — показатель и стимулирующий фактор для крупных туроператоров начинать работать со страной. Сложная и дорогая виза в комплексе с фирмами-посредниками, обещающими быструю визу, это первый сигнал для туроператора, говорящий: «В стране вас видеть не хотят, туристы здесь не нужны».
Часто туристы, прилетающие из стран, находящихся за тысячи километров, хотели бы посетить за один приезд несколько стран — и в случае с Центральной Азией разнообразие природных, исторических и этнографических достопримечательностей позволило бы скомпоновать действительно интересные турпродукты — горы, оазисы и Ферганская долина, пустыни и озера. Для реализации необходимо только сделать максимально упрощенным пересечение межгосударственных границ ЦА.
Фото: Lonely Travel
Либерализовать рынок авиаперевозок
Другая важная проблема всех государств Центральной Азии, кроме Кыргызстана, — закрытость рынка авиационных перевозок. То, что остальные государства бывшего СССР прошли уже 10−15 лет назад, Центральной Азии только предстоит пройти. Без хотя бы частичной либерализации рынка авиаперевозок и хотя бы частичного допуска иностранных перевозчиков на рынок цены на перелет для туристов останутся неконкурентными в сравнении с другими туристическими направлениями.
Примеры Египта, Турции, Таиланда и прочих туристических стран говорят о том, что неограниченные емкости в туристические центры в конце концов всё равно стабилизируют цены на экономически обоснованном уровне. При этом исчезает искусственный дефицит, и туристическая индустрия получает дешевую, конкурентную цену.
Ни один из центральноазиатских авиаперевозчиков не умеет и не хочет работать в условиях открытого или приоткрытого рынка, когда искусственный дефицит отсутствует в принципе.
Кроме высоких цен на перелеты это порождает еще одну проблему — география полетов привязана к столице. Не то что дешевых, никаких туристически удобных перелетов в Самарканд, Хиву, Ферганскую долину нет в принципе. Значит, гипотетический немецкий турист может составить тур по Центральной Азии или Узбекистану только с двумя и больше пересадками в Ташкенте или Алматы. Конкурентен ли такой продукт? Однозначно, нет.
Что можно сделать для решения проблемы? Нужна частичная либерализация, с учетом интересов местного перевозчика. Главное тут — найти грань между защитой перевозчика и точкой создания искусственного дефицита, выгодополучателем которой будут только отдельные лица, но никак не две отрасли, авиация и туризм.
Фото: Тимофей Каспаров / «Газета.uz»
Формировать и продвигать национальный бренд
Важный вопрос развития — правильное позиционирование продукта и его продвижение на рынках. В силах государства разработать правильную стратегию отрасли с выделением корректных возможных рыночных сегментов.
Примером может быть продвижение туристического продукта Грузии или Прибалтийских государств. Участие во всех тематических выставках, реклама в целевых СМИ, создание продаваемых брендов и, как результат, Грузия — во всех туристических каталогах от Персидского залива до Западной Европы.
Киев как город и туристическое направление в год принимает участие в девяти крупнейших мировых выставках отдельным стендом. Примером для Ташкента или Самарканда могло бы послужить Lviv Convention Bureau, предлагающее множество услуг — от разработки печатной продукции до брендинга и участия в выставках. И теперь на центральных улицах Львова мы видим многочисленные потоки туристов и летом, и зимой.
Важно поддерживать местных принимающих туроператоров, начиная от совместной выработки стратегии и до компенсации средств, потраченных на участие в выставках, рекламных роуд-шоу и приглашение иностранных туроператоров в инфотуры. Сильным союзником здесь была бы местная авиакомпания, которая как никто другой заинтересована в увеличении туристического потока в страну.
Конечно, серьезным подспорьем могло бы быть открытие большого количества сетевых гостиниц мирового уровня, многолетнее обучение специалистов отрасли — таких, чтобы они соответствовали мировым требованиям, в том числе могли свободно общаться на нескольких иностранных языках, но это уже вопрос огромных вложений и вопрос времени.
Решение же других вышеперечисленных проблем требует только политической воли и незначительных вложений.