«Гунча» — первый кинотеатр за 100 тысяч долларов
Кинобизнесом я начал заниматься в 2005 году. В то время я часто бывал в командировках, и решил посмотреть, как это делается в Москве. Потом вернулся в Ташкент и вместе с партнером мы выкупили старый неработающий кинотеатр, сделали там ремонт и открыли. Дело требовало больших финансовых вложений — около 100 тысяч долларов, и мы привлекли инвестора.
«Гунча» достаточно долго был очень популярен. В основном мы показывали фильмы отечественного производства.
На этом останавливаться не стали и следом взяли в аренду кинотеатры на Чиланзаре, Юнусабаде и даже в Янгиюле.
В 2011 году из-за финансовых трудностей я немного отошел от дел. Кинотеатры продал, оставив только первое детище — «Гунчу». Но через четыре года решил вернуться в бизнес, так как для меня это не просто предпринимательство, но прежде всего — любимое дело.
Во второй раз я подошел к делу еще основательнее и, прежде чем открывать что-то новое, изучил опыт других стран. Сначала я отправился на Международную выставку «Кино Экспо» в Санкт-Петербург, нашел там партнеров, и вскоре мы привезли новое цифровое оборудование на «Гунчу».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Вроде бы всё неплохо работало, но мы допустили один промах — устанавливать новое оборудование надо было в другом месте. «Гунча» был однозальным кинотеатром, а в 2016 году людей интересовали уже кинотеатры с несколькими залами.
Посудите сами: если в неделю выходит порядка семи-десяти фильмов, то мы берем для кинопроката одну-две картины. Жизнь одного фильма — в среднем три-четыре недели при условии, что это хороший блокбастер. Таким образом, имея всего один зал, мы элементарно не могли обновлять вовремя репертуар.
Кинотеатр повышенной комфортности
Я стал искать другие площадки, и мне как раз предложили взять в аренду четвертый этаж торгового центра Salom. Перед тем как начать там ремонт, я отправился в Америку изучать их тренды, чтобы открыть то, чего на нашем рынке еще нет.
Мне посчастливилось попасть на главную выставку киноиндустрии CinemaCon, которая проходит в Лас-Вегасе. Там было представлено много кресел повышенной комфортности, и я рискнул: как говорится, не отходя от кассы, заключил контракт с китайской фирмой о поставке оборудования и кресел. В начале 2017 года мы получили всё необходимое и начали строить залы повышенной комфортности.
Кинотеатр Salom. Фото: Afisha.uz
Salom работает с 4 мая 2017 года и уже начал показывать неплохие результаты. Через два месяца после открытия мы вышли в точку безубыточной доли — оплатили аренду, рекламу, выдали сотрудникам зарплату и немного заработали, но что касается оборудования — оно даже сейчас еще не окупилось.
В первую очередь мы отличались креслами. Они мягкие, функциональные, с помощью кнопок можно выдвинуть их вперед, удобно откинуться на спинку. В новом кинотеатре в торговом центре Parus мы установили еще и VIP-кресла с откидывающимися спинками.
Признаюсь, я долго сомневался. Учитывая то, что аналогов таких кресел у нас нет, назревал вопрос: как быть с их ремонтом? Оборудование это недешевое. Но я не прогадал — за восемь месяцев работы все кресла у нас в целости и сохранности. Тут, я думаю, сыграло роль не только качество оборудования, но еще и бережливость наших зрителей.
Также нашей фишкой стал «парящий экран». Когда вы приходите в кинотеатр, какие места вы предпочитаете? В самой середине, чтобы в полной мере насладиться просмотром, не так ли? Парящий экран решает эту проблему — хоть с центрального, хоть с бокового места на «камчатке» изображение будет качественным и глубоким.
Времени и сил на установку экрана ушло очень много. В Америке я снимал на телефон весь процесс установки экранов и всего остального, чтобы показывать наглядное пособие для наших мастеров.
Кинотеатр Salom. Фото: Afisha.uz
Экран мы делали около месяца. Работа шла кропотливая, долгая, напряженная. Но результат того стоил — когда экран был готов, мы поняли, что такого в Ташкенте еще не было. Он выстрелил — ярко, громко, с изображением отличного качества и чистым звуком.
Часто спрашивают, почему не привезли IMAX? Только чтобы привезти экран IMAX в Узбекистан, нужно как минимум 100 тысяч долларов. На остальное оборудование потребуется 1,5 млн долларов. Кроме того, за использование лицензии IMAX нужно платить роялти. Прибавьте сюда расходы на техническую онлайн-поддержку от их специалистов — это еще 35 тысяч долларов в год. Поэтому главное — убедить инвесторов в том, что это того стоит.
Построить зал под IMAX — тоже дорогостоящее удовольствие. Размеры экрана IMAX — от 16 метров в ширину и от 22 метров в высоту. Конечно, приглашенные специалисты могли бы справиться с этой задачей, возможно, в Tashkent City появится развлекательный комплекс с кинозалом IMAX. Но я считаю, что такой кинотеатр нужно разместить в удаленном районе, например, в Сергели, чтобы он стал центром притяжения людского потока, локомотивом развития киноиндустрии. Таким образом и удаленные районы получили бы дополнительное развитие.
Локации: ориентир на спальные районы
В феврале мы открыли кинотеатр на Чиланзаре. Посещаемость в Salom пока значительно выше, но лично для меня это не показатель. Я целенаправленно взялся за открытие кинотеатра, можно сказать, в спальном районе.
Сегодня, когда с каждым днем количество автомобилей на дорогах страны увеличивается, из-за пробок и дальних расстояний люди всё больше предпочитают посещать места недалеко от дома. Ходить в близлежащие магазины, торговые центры. Через пару лет никто не поедет с Чиланзара на Юнусабад, чтобы посмотреть кино. Время — деньги, никто уже не хочет его терять.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Также мы планируем открыть кинотеатры в Сергели (там уже идет ремонт), на Каркамыше, в районе рабочего городка, также есть предложения и из областей, Самарканда, Бухары.
Главная моя аудитория — семейные пары с детьми. Я хочу вернуть людям понятие «семейный культурный поход». Наши кресла отделаны в ярком стиле героев популярных детских мультфильмов и комиксов — Бэтмена, миньонов. Если ваш ребенок придет сюда и ему понравится, он захочет приходить снова и снова. А что еще нужно родителям, кроме как видеть радость в глаза ребенка? Можно отказать себе в чем-то, но отказать детям очень сложно.
Как работает прокатная система
Каждый четверг выходит новая премьера. Мы заранее получаем релизы предстоящих новинок, выбираем из них те, которые подходят нашей стране, нашим зрителям, заказываем и с четверга начинаем показы. Четыре раза в год проходит показ кинорынка, на котором мы обязательно присутствуем, заключаем контракты, и дистрибьюторы включают нас в репертуарный план.
Основные мировые премьеры проходят во всем мире одинаково, день в день. Есть и те фильмы, которые идут у нас с опозданием, но это не потому, что мы их поздно получили — если у нас уже хорошо идет какая-то премьера, мы продлеваем время ее показа.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Ценовая политика
Стоимость билетов — это самый больной вопрос кинобизнеса. Да, возможно, для населения со средним достатком цены на билеты достаточно высокие, но мы их ставим не просто так, а чтобы элементарно покрыть расходы. Да и потом, если сравнить: 10 лет назад билеты на последние сеансы стоили 7−8 долларов в эквиваленте, сейчас — 4 доллара. А если в будущем поток людей будет увеличиваться, мы сможем снизить цены.
Сложно сказать, какие дни у нас прибыльные, а какие нет. К примеру, в четверг выходит премьерный фильм и на него приходят в основном кинолюбы — они следят за новинками, ждут премьер. В пятницу касса намного меньше, потому что в конце недели люди предпочитают отдыхать в ресторанах и клубах. На выходные приходится самый большой поток. В понедельник в основном приходят те, кто работает на рынках и базарах, так как в этот день у них выходной. Ну и вторник-среда — это самые малопосещаемые дни.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
У кого есть идеи — тот и будет развиваться
Во всех кинотеатрах нашего города цены одинаковые, и список фильмов тоже одинаковый — мы за здоровую конкуренцию. Нужно уметь не только находить, но и удерживать аудиторию. У кого есть идеи, концепции — тот и будет развиваться.
Поэтому мы стараемся постоянно вводить новые услуги. К примеру, мы работаем по брони, чего, к сожалению, не делают многие кинотеатры в Ташкенте. А ведь тут дело не только в очевидном удобстве, а еще и в психологии — когда человек бронирует билет, а потом приходит и заявляет о брони, он чувствует себя более значимым.
В ближайших планах и работа по онлайн-бронированию, но пока для этого нужно отдавать комиссию в размере 3% — это для нас много.
В наш кинотеатр можно приходить со своей едой, у нас нет ограничений. Кинотеатр должен быть комфортным, чтобы люди чувствовали себя как дома. Иначе они подождут две недели, пока фильм выйдет на диске, и посмотрят его у себя на диване. Поэтому зрители могут взять попкорн и напитки как у нас в баре, так и в любом другом месте и принести с собой.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Детский зал и мобильный кинотеатр
Сейчас мы делаем третий зал в Parus, детский. Там будет детская площадка, а первые ряды кресел будут сделаны специально для детей.
Кроме того, я наконец приступил к работе над своим проектом мобильного кинотеатра, который задумывал много лет назад. Киномобиль — это передвижной кинотеатр, 80 посадочных мест внутри большого грузовика. Когда он приезжает на место, нужно всего полчаса, чтобы «распаковаться» и подготовить оборудование для показа. Киномобиль делается по индивидуальному заказу в России, и уже летом мы планируем привезти его в Узбекистан.
С этим проектом я обращался во многие инстанции, но никак не мог получить соответствующего разрешения. В 2017 году проект попал к президенту, и он дал задание «Узбеккино» — реализовать его. В этом проекте я выступаю как учредитель, получаю от государства льготный кредит для его реализации. Это не коммерческий проект, а социальный. Мы делаем это для того, чтобы даже в самых далеких областях люди имели возможность прийти в кинотеатр и насладиться просмотром. При этом транслировать в киномобиле мы планируем отечественные фильмы, чтобы продвигать наше кино.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Кинотеатры не умрут никогда
Кинобизнес — ниша не очень прибыльная, иначе у нас было бы гораздо больше кинотеатров. Сравните сами — при трехмиллионом населении в Ташкенте десяток кинотеатров. Это очень мало. В этом бизнесе сейчас остались только те люди, которые действительно любят кино.
Минимальная цена постройки одного зала на 90 посадочных мест с ремонтом — 1 миллиард сумов. Если бы я вложил деньги в другую отрасль, я бы заработал больше, но я люблю кино, я верю в свое дело, поэтому я здесь.
У нашего рынка есть огромный потенциал, но всё тормозит несколько факторов. Да, люди любят кино, но почему-то большинство предпочитает ждать выхода фильмов на пиратских дисках и тратить по 100 тысяч в чайхане вместо семейного похода в кино.
Я всегда говорю друзьям: «Сходите лучше с семьей на какой-нибудь интересный фильм, вы получите гораздо больше удовольствия. Там вы не будете сидеть в социальных сетях, не будете разговаривать по телефону, вы спокойно и в комфорте окунетесь в мир кино». Ведь кино никогда не умрет.
Все пророчили закрытие кинотеатров, когда появились видеомагнитофоны, потом — диски, потом — интернет, но кино не умирает. Люди ходили и будут ходить в кинотеатры, потому что эмоции, которые получаешь в зале, ни с чем не сравнить.
Просто наша общая задача — поднять культуру кино в нашей стране. Вспомните, 20−25 лет назад Узбекистан занимал второе место по посещаемости кинотеатров на территории Союза. Мы хотим вернуть эти показатели обратно.