В конце января мобильный оператор UMS и музыкальный сервис Lamuz объявили о сотрудничестве. UMS запустил услугу MuzON, подключив которую, можно слушать музыку в приложении Lamuz без расхода интернет-трафика. Стоимость услуги — 25 000 сумов за 30 дней.
Стриминговые сервисы вроде Apple Music, Google Play и Spotify, позволяющие слушать музыку онлайн и скачивать ее на свои устройства, обретают всё большую популярность. Сегодня для нас в порядке вещей скачать песню, релиз которой прошел буквально пару часов назад.
По словам Бахтиёра Хасанова, основателя и руководителя стримингового сервиса Lamuz, это в некотором роде снизило ценность музыки для слушателя.
Бэкграунд: учеба в Австралии, Bozor.uz, MyTaxi
За высшим образованием отправился не куда-нибудь, а в самую даль — в Австралию. С 2004 по 2010 годы изучал business management, позже учился в университете Чарльза Стюарта по направлению accounting. Но чувствовал, что я не на своем месте — и пошел на факультет IT, когда оставался всего год до получения степени бакалавра.
Тяга к обучению была нешуточная, пошел дальше учиться в Центральный университет Квинсленда разработке веб-приложений. После окончания университета решил, что пришло время использовать полученные знания и опыт и в 2014 году вернулся в Ташкент для реализации собственных идей.
Фото из архива
По приезду начал работать над своим проектом Bozor.uz, торговой веб-площадкой для наших хунармандов. Параллельно работал на зарубежную компанию аутсорс-разработчиком и на полставки в комитете по разработке электронного правительства.
Думаю, я еще вернусь в сферу электронной коммерции. У Bozor.uz дела шли хорошо, но в то время ни я, ни мои партнеры не были готовы к растущим масштабам проекта, и он закрылся.
Я был разочарован таким ходом событий.
Тогда же поступило предложение от Акмаля Пайзиева поработать над его проектом MyTaxi. В Австралии я дружил с руководителем Uber и подумал, что пришло время запустить нечто подобное в Узбекистане.
Была задумка, но еще не было рабочей модели проекта. Сели с Акмалем думать, придумали, в итоге получился сервис, который вы знаете.
Музыкальная индустрия теперь — цифровой бизнес
Еще работая в MyTaxi, я понимал, что помимо рынка такси на вызов, одна из свободных ниш — это стриминговые и музыкальные сервисы. Решили создать свою версию Spotify, главное отличие которой — большая библиотека узбекской музыки всех жанров и эпох.
Музыкальные носители пережили эволюцию от пластинок к кассетам, от кассет — к дискам, затем к mp3-формату, и последний этап сейчас — стриминговые сервисы. Изменения эти произошли не за год и не за два. Поэтому и переход нашей аудитории на стриминговые сервисы потребует времени. Мы набрались терпения и готовы пройти долгий путь.
Lamuz запустили два года назад с партнером Искандаром Сафаровым. Создавали и пока ведем проект за счет средств, поступивших от angel investor, а также от реализации различных проектов как на локальном рынке, так и за рубежом.
Музыкальная индустрия почти полностью перешла в онлайн. Если научиться создавать, аккумулировать музыку и в удобной форме поставлять ее пользователям, можно построить на этом неплохой бизнес.
Lamuz мы позиционируем как приложение с узбекским контентом, где в скором времени узбекские исполнители cмогут публиковать композиции и монетизировать продукт. Эта опция позволит исполнителям реализовывать свои песни с соблюдением авторских прав.
Чтобы конкурировать с бесплатным контентом, сервис должен быть очень привлекательным
Увы, появившись вчера, мы не можем просто войти на рынок и диктовать свои правила. Пиратство процветает и просто так не исчезнет. Всё, что мы можем — это создать качественный продукт, который придется по душе как исполнителям, так и слушателям, чтобы они сами захотели перейти на предложенную нами модель.
Прежде всего нужно заинтересовать исполнителей, чтобы они научились ценить свой продукт и делать его качественно. Не думаю, что надо бороться напрямую с пиратами, надеясь, что когда они уйдут с рынка (а уйдут они нескоро) освободится место для нас. Так это не сработает.
В ситуации, когда наш интернет — один из самых медленных и дорогих в мире, привлекательным для пользователя будет сервис, на который не тратится трафик. Так уж завелось — для нашего пользователя сама по себе музыка не представляет ценности, так как он привык скачивать ее бесплатно. Ценность для него представляет интернет-трафик.
Даже если подписка достаточно дешевая, пользователь должен знать, за что он платит. В случае с Lamuz — это удобство, возможность слушать музыку оффлайн и релевантные рекомендации.
Авторские права не ущемляются, действует совершенно защищенная экосистема: пользователи не трогают сам файл, а оперируют с ним только внутри приложения. Нельзя скопировать или скачать композицию себе.
Полноценный рекомендательный сервис — вот что удержит пользователей
Мы собираем огромное количество статистики, чтобы изучить поведение пользователей в приложении. Это нужно для машинного обучения. До применения блокчейна наша главная цель — рекомендации.
Я не зря провожу курсы машинного обучения совместно с Alpha Education. Цель — обучить своих сотрудников и других заинтересованных людей умению работать с большим объемом данных.
Машинное обучение — класс методов искусственного интеллекта, характерная черта которых — не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач. Для построения таких методов используются средства математической статистики, численных методов, методов оптимизации, теории вероятностей, теории графов, различные техники работы с данными в цифровой форме.
Периодически обновляя плейлист, пользователь хочет получать от нашего сервиса рекомендации. Чем более релевантными будут подборки, тем больше шансов получить лояльного клиента.
Дизайн также имеет огромное влияние на retention — удержание пользователя. Среди дизайнеров даже есть мнение, что цвет кнопок определяет успех приложения. В Lamuz каждую деталь выбирали дотошно, а сейчас обучаем нашего сотрудника моушн-дизайну — созданию анимационной графики. Приложение и сайт должны быть как можно более интерактивными и яркими.
Кроме того, скоро запустим веб-плеер, отдельную ознакомительную страничку с объяснениями того, как мы можем продвигать исполнителей на местном рынке и за рубежом.
Жалею, что не начал монетизировать Lamuz сразу
Над проектом трудятся 12 человек — разработчики и контентщики NewMedia Technologies. Lamuz мы оформляли очень внимательно, ломая голову над каждой деталью, однако для нашего рынка это оказалось не принципиальным.
Хотели сначала создать некую площадку, изучить платежеспособность людей, собрать лояльную аудиторию, поэтому монетизацию начали не сразу, о чем я жалею.
Любой стартап надо монетизировать с самого запуска. Это позволит реально оценить, насколько востребован проект. Если это не ваш первый проект, то энтузиазм не рассеется по-быстрому и вы не потеряете интерес при первых же сложностях.
Вообще предпринимателю или руководителю проектов необходимо иметь жизненный стержень, который поможет вести дела на одной только вере в успех предприятия. Когда же человек без опыта приступает к делу на одном только энтузиазме, то вскоре у него либо иссякнет интерес, либо закончатся деньги. И проект умрет.
Надеемся уже в этом году выйти на точку безубыточности. Монетизацию начали в ноябре прошлого года. Прогнозы меня радуют. На рекламу потратили всего 100 долларов. И получили хороший результат, большое количество пользователей.
В перспективе планируем выйти на международную арену, потому что рынок Узбекистана очень маленький. 40% наших слушателей — это наши соотечественники, живущие за рубежом, в основном в России, Казахстане.
Пока мы ограничили пользование нашим контентом за рубежом, потому что выход на чужой рынок всегда сопряжен с трудностями. Но спрос большой, а значит, надо действовать.
Главное качество, которое поможет вам остаться у дел — настойчивость. Это то, благодаря чему я сейчас там, где я есть.