В Ташкенте построили остановочный комплекс с интерактивной панелью, камерами видеонаблюдения, а в перспективе — бесплатным Wi-Fi и солнечными батареями.
Инициатором и инвестором проекта стал Саид Маджидов, основатель компании Just Eat, а концепцию разработал архитектор Dalmat Project Engineering Азамат Махмудов.
Сенсорные панели, шумоизоляция, инклюзивная среда
Комплекс основан на модульной системе. Это значит, что его можно собрать в другом месте и привезти на место расположения после сборки, нет нужды вести строительные работы прямо на остановке. Сборку можно осуществить за полторы недели, установка тоже достаточно легкий процесс, при этом можно варьировать полезную площадь.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Остановка спроектирована по немецким строительным стандартам с учетом климатических условий Ташкента и построена из переработанных материалов, произведенных в Узбекистане.
По словам Азамата Махмудова, при разработке проекта были перевыполнены стандартные требования городского хокимията:
«Это социальный проект, ориентированный не только на жителей столицы, но и на туристов. Поэтому в концепт вошли интерактивные сенсорные панели с картой города на трех языках, которые поставила компания Utouch. Также установлены четыре камеры видеонаблюдения, охватывающие прилегающую территорию. Это плюс к безопасности как для пассажиров, так и для предпринимателей. Есть также небольшая медицинская аптечка с предметами первой помощи».
Сейчас ведутся переговоры с АК «Узбектелеком» по предоставлению бесплатного Wi-Fi на территории остановки. Кроме того, основатели проекта планируют оснастить остановку солнечными панелями, что сделает ее независимой от источников энергоснабжения.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
«Помимо внедрения таких стандартных фич, как климат-контроль, у нас удобная инклюзивная среда для лиц с ограниченными физическими возможностями, им теперь нет нужды штурмовать Эверест, чтобы подняться по пандусу. Мы сделали остановку шумоизолированной, а также четко разделили коммерческую и пассажирские зоны. Стандартные стеклянные остановки не рассчитаны на складирование товаров, а горы бутылок видеть не очень приятно. Поэтому на нашей остановке есть складское помещение, где предприниматели могут хранить товары», — говорит Азамат Махмудов.
Помимо остановки, авторы проекта благоустроили прилегающую территорию: посадили цветы, выровняли асфальт, поставили бесплатный общественный туалет. Также планируется нанести дорожную разметку и установить лайтбоксы.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Монетизация: аренда и франшиза
Основатели проекта будут сдавать помещение в аренду, рассматривается и возможность продажи.
«Остановочный комплекс выглядит свежо и необычно, предприниматели уже запрашивали у нас информацию об арендной плате, а дизайн привлекает внимание прохожих».
Архитектурный стиль изменяемый, при желании можно добавить национального колорита. Проект запатентовали в международном патентном агентстве и планируют продавать по франшизе:
«Если другие предприниматели захотят построить комплексы по нашей концепции, мы готовы предоставить проектную документацию, информацию о наших партнерах. Предоставляя лицензию, мы будем знать, что продукт будет соответствовать нормам и стандартам, которые мы заложили».
Также источником прибыли будет размещение рекламы посредством сенсорных панелей. Интерактивная панель будет поделена на на две части: нижняя — интерактив, верхняя — реклама.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
От фастфуда к инновационной остановке
Идея построить остановку пришла к Саиду Маджидову, когда его точку по продаже фастфуда Chop-Chop снесли из-за строительства парковой зоны. Тогда он решил реконструировать остановку на улице Истикбол — сделать двухметровую пристройку и продавать здесь кофе на вынос.
Для этого нужно было получить разрешение Главного управления архитектуры и строительства, и Саид обратился за помощью к другу-архитектору — Азамату.
«Мы встретились с главным архитектором Ташкента Асомиддином Таджиевым. Он сказал, что даст разрешение, если мы подготовим концепт, который сможет его удивить».
Так появилась концепция умного остановочного комплекса. На создание нескольких вариантов ушло полторы недели, концепт был разработан в конце декабря 2017 года.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В январе проект презентовали и успешно защитили в Главном управлении архитектуры и строительства. Основным требованием было соответствие СНИП (строительные нормы и правила) и уникальность архитектуры.
Проект поддержали представители архитектурного управления, хокимията, Государственного комитета по развитию туризма, Министерства инновационного развития.
В феврале началось строительство. На сборку прототипа ушло полтора месяца, вносили изменения, сталкивались со строительными проблемами.
Флагманский вариант: до 18 рабочих мест
«Если я не ошибаюсь, только в Яшнабадском районе 380 автобусных остановок, а по Ташкенту их больше 1000. Даже если наша концепция охватит около 500 из них, представляете, сколько можно создать рабочих мест? Наша остановка может дать от 3 рабочих мест в стандартной комплектации и до 18 во флагманском варианте.
Возьмем в качестве примера флагманский вариант. На первом этаже можно создать коммерческую точку (неплохая идея — продажа книг), на втором этаже — кофейню. Будет удобно, пока ждешь автобус, посидеть на втором этаже и выпить чашку кофе. Подобных остановок в Ташкенте пока нет», — говорит Азамат Махмудов.
Один из концептов Dalmat Project Engineering
Для туристических центров, таких как Бухара и Самарканд, планируется создать транспортные хабы, где туристы могли бы не только отдохнуть, получить информацию и найти гида, но и с комфортом спланировать маршрут по достопримечательностям.
Город должен окультуривать
Открытие первой остановки 15 марта посетили представители Министерства инновационного развития, хокимията, Главного управления архитектуры и строительства и других ведомств.
«Впечатления положительные, нужно шагать в ногу со временем. Симбиоз традиционных и информационных технологий — положительный знак для общества», — сказал Мирзиёд Мирсаитов, главный специалист развития транспортной структуры в Министерстве инновационного развития.
На открытии остановки с главным архитектором Ташкента Асомиддином Таджиевым. Фото: Евгений Сорочин / Spot
Как отмечают создатели проекта, главное — то, что комплекс соответствует всем нормам и удобен для людей, уютен и многофункционален.
«Человек живет и рождается в архитектуре. Не все это понимают, но архитектурная среда очень важна для настроения человека. Если вы живете в городе, где архитектура не вызывает позитивного настроения, то общий дух горожан и окружающая среда будут соответствующими, а если город красивый и продуман для людей, у человека не возникнет желания что-то испортить. Город должен окультуривать. И хороший архитектор должен чувствовать настроение и мысли людей, живущих в нем. Наша цель — работать на благо людей, таким принципом мы руководствовались, когда создавали этот комплекс».