Юлий Юсупов
Директор Центра экономического развития Узбекистана, независимый эксперт-экономист
Книга Эрнандо де Сото «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире» построена на конкретных примерах экономики Перу. Но вопросы, которые она поднимает, на самом деле универсальны почти для всех стран третьего мира. Именно это обстоятельство и объясняет огромный успех данной работы. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, делает книгу крайне актуальной для современного Узбекистана.
«Иной путь» состоит из двух частей. В первой описано функционирование нелегальной экономики Перу. Во второй анализируются глубинные причины ее возникновения, что позволяет автору выйти на серьезные обобщения относительно природы экономической отсталости развивающихся стран и рекомендации по совершенствованию экономической политики.
«Невидимая революция» — что это?
Автор по сути дела предлагает стратегию, которая позволит странам третьего мира создать развитую экономику и выйти из бедности. «Невидимая революция», пропагандируемая де Сото, заключается в глубоких институциональных реформах, нацеленных на демонтаж «меркантилистского капитализма». Так де Сото называет социально-экономическую систему, построенную не на создании и увеличении богатства, а на его перераспределении.
Меркантилистски ориентированные правительства вместо того, чтобы создавать благоприятные условия для вовлечения в экономически продуктивную деятельность как можно более широких слоев населения, часто из самых лучших побуждений:
- раздают привилегии и льготы, в том числе освобождают от уплаты налогов отдельные компании или группы компаний;
- пытаются административными методами контролировать цены, процентные ставки, обменные курсы;
- ограничивают импорт с целью «защиты отечественных производителей» от конкуренции;
- создают искусственные монополии, которые чаще лишь всего формально находятся под контролем государства, но в реальности контролируются узкими социальными группами.
Меркантилистская традиция ведет к тому, что почти все жизненные силы общества, организованные в политические и экономические группы, стремятся добиться от правительства перераспределения ресурсов и доходов в свою пользу. А это постоянно порождает «плохие» законы, высокий уровень коррупции и большие издержки ведения легального бизнеса.
В результате значительная часть экономически активного населения не может реализовать свой потенциал в рамках существующей официальной экономической системы.
Миллионы людей вынуждены либо мигрировать в более богатые страны, либо уходить в теневую экономику.
Политические связи и привилегии для бизнеса
Другое следствие — тесная связь бизнеса с политикой и властью. Возможность влиять на политические решения нацеливает бизнес на создание таких «правил игры», которые позволили бы ему получать незаработанные доходы.
В рамках этой системы стремление бизнеса к увеличению прибыли направляется «на установление тесных связей с верхушкой политических и бюрократических кругов, а не на соперничество за лучшее удовлетворение запросов потребителей».
«Владельцы уже сформировавшихся предприятий борются за сохранение привилегированного положения, которого они добились в ходе многолетней борьбы, в то время как новые владельцы, также желающие получить кусочек пирога, бьются, используя политические связи, за получение отдельных преимуществ».
«Правовая система, чьей единственной задачей является перераспределение, плоха и для бедных, и для богатых, а выгодна лишь тем, кто наилучшим образом организовался для поддержания тесных связей с власть имущими. И это означает, что на рынке остаются лишь те виды бизнеса, которые наиболее эффективны политически, а не экономически».
В результате практики активного перераспределения возникает институциональная система, которая, с одной стороны, характеризуется крайней консервативностью, так как призвана отстаивать интересы бюрократии и искусственных монополий, с другой — порождает правовую нестабильность, так как исполнительная власть в любой момент без всяких предварительных консультаций и дебатов может изменить правила.
«Наши законы нестабильны и непредсказуемы, ибо зависят от того, кто выиграл перераспределительную войну», — утверждает автор.
Нестабильность способствует процветанию анархии, политиканства и коррупции. И отток ресурсов в теневую экономику, как это не покажется странным, показывает стремление бизнесменов иметь более предсказуемые «правила игры».
На исторических примерах де Сото показывает, что через меркантилистскую модель прошли очень многие экономики сегодня процветающих стран мира. Но для того, чтобы стать процветающими, им пришлось отказаться от политики меркантилизма.
Освободить энергию теневиков
Но как провести необходимые реформы? Главная трудность — в живучести меркантилизма. Меркантилистская традиция имеет глубокие корни. Государство в развивающихся странах традиционно наделено чрезмерными полномочиями и возможностями вмешиваться в хозяйственную жизнь.
«Совершенно естественно, что столь большая власть заставляет наших правителей верить, будто их воля определяет ход вещей», — пишет автор и называет эту веру «политическим волюнтаризмом».
Политический волюнтаризм обречен на неуспех, так как он подразумевает, что правительство может подменить рынок и инициативу миллионов людей.
«Возможно, что политический волюнтаризм и был успешным в небольшой примитивной экономике, но он не работоспособен в современном урбанизированном обществе… Вот почему в Западной Европе с крахом меркантилизма исчез и политический волюнтаризм. Промышленная революция была невозможна, пока политики не оставили попыток непосредственно управлять экономикой».
Сила, способная совершить «невидимую революцию», по мнению де Сото, уже существует — это десятки тысяч людей, которые умеют работать, заниматься бизнесом в условиях жесточайшей конкуренции, которые научились рисковать и рассчитывать, которые умеют преодолевать всевозможные трудности и проволочки, которые способны самостоятельно прокормить себя и свою семью.
Речь идет о теневиках. Это и есть фундамент развития, источник увеличения богатства страны, ибо богатство приносит не обладание ресурсами, а умение их использовать. Надо лишь освободить энергию теневиков из тисков карательной правовой системы и стимулировать жизненную силу остального населения. А для этого необходимо изменить правовые институты, снизить издержки хозяйственной деятельности и создать равные условия для всех. Конечная цель — современная рыночная экономика.
Автор доказывает, что для ненасильственного отхода от меркантилизма нужно приблизить правовую систему к реальной жизни. Для этого следует опереться на то, что действительно работоспособно. А именно — на внелегальную систему, которую приемлет большинство населения. Эта система возникла спонтанно и она гораздо ближе к жизни и лучше учитывает запросы людей, чем меркантилизм.
Какими должны быть реформы?
Основное содержание реформ — в удалении препятствий, мешающих интеграции легального и теневого секторов. Такая интеграция означает две вещи: совершенствование официальных правил и возможность любому желающему войти в новый легальный сектор.
Минимальная программа интеграции легального и теневого секторов потребует упрощения правовых норм, децентрализации правительственной бюрократии и окончательного дерегулирования и деполитизации хозяйственной жизни.
Прежде всего необходимо устранить дублирующие и ненужные нормативные акты. При этом должен начаться переход от чрезмерной регламентации хозяйственной деятельности к системе, где правила ставят лишь четко определенные рамки, в которых допускается любая свобода деятельности.
Далее необходима децентрализация, под которой имеется в виду передача законодательных и административных полномочий от центрального правительства местным и региональным органам власти. Децентрализация позволит местным правительствам конкурировать между собой за привлечение человеческого и инвестиционного капитала.
Территория с лучшими правилами получит преимущество, и там будут оседать предприниматели. Кроме того, местные органы власти ближе к реальной жизни и насущным проблемам.
Но упрощение правовых норм и децентрализация не затрагивают сути меркантилистской системы, а лишь пытаются устранить некоторые ее последствия. Корни меркантилизма невозможно «подрубить» без дерегулирования — сокращения хозяйственных функций государства в пользу частных лиц.
Экономику необходимо отделить от политики, также как некогда церковь была отделена от государства. Политическую жизнь, в свою очередь, нужно освободить от влияния особых экономических интересов. Благодаря ограничению решаемых проблем эффективность политической системы значительно возрастет и это позволит государству взять на себя институциональное обеспечение условий для развития.
В результате с государства снимается ответственность за производство благ и распределение ресурсов. И это не приведет к хаосу. Зато у государства появится возможность сконцентрироваться на создании эффективных «правил игры» и на обеспечении их выполнения. И здесь очень важно создать хорошо работающую судебную систему.
Прозрачное законотворчество
Другое направление институциональных реформ, предлагаемых автором, — изменение процедур принятия новых нормативных актов.
Законотворчество должно быть гласным и контролироваться избирателями. Это относится не только к законам, принимаемым парламентом, но и к нормативным актам исполнительной власти.
Демократическая система законодательства позволит, во-первых, использовать положительную практику теневой экономики, приблизиться к реалиям жизни, во-вторых, учесть мнения и опыт миллионов людей, которые сегодня отстранены от принятия политических решений.
В заключении Эрнандо де Сото пишет: «Одна из пагубнейших ошибок наших правителей состояла в том, что они заботились об издержках производства, а не об издержках осуществления сделок. Мы убеждены, что важнее всего именно издержки заключения контрактов, и нужно использовать законотворческую власть для устранения препятствий на пути к процветанию. А заботу об издержках производства следует оставить производителям, снабдив их правовыми институтами, которые делают рыночную конкуренцию инструментом сокращения издержек».
«Наиболее важным элементом являются микроэкономические меры, поощряющие и защищающие права собственности, облегчающие доступ к предпринимательству, дающие людям необходимую уверенность в надежности своих сбережений, инвестиций и производства. Пока проблемы, описанные в данной книге, не решены, любая макроэкономическая политика или внешнее финансирование будут пустой тратой усилий».
«Чтобы уйти от насилия и бедности, нужно признать собственность и труд людей, которых легальный сектор ныне отторгает, — чтобы вместо бунта воцарился дух сотрудничества и ответственности. Когда люди почувствуют вкус к независимости и поверят в плодотворность своих усилий, они смогут поверить в себя и в экономическую свободу».
Тем, кто не верит в свои возможности осилить немаленькую книгу де Сото, рекомендую прочитать реферат книги.