От пекарни до мебельного СП
С 11 лет я работал в пекарне. Повзрослев, отслужил в армии и открыл свой цех по изготовлению хлебобулочных изделий. К сожалению, предприятие пришлось закрыть в 1999 году. Экономическая ситуация была не самой лучшей, спрос упал, люди массово стали уезжать работать в Россию.
Тогда я и сам уехал на заработки в Турцию, где и познакомился со своими будущими инвесторами, с которыми работаю до сих пор.
Я начал привозить в Узбекистан ткани и фурнитуру из Турции и в 2003 году открыл свою мебельную фирму. Стартовые вложения в товар составили 80 тысяч долларов. Чтобы вложиться, я рискнул продать дом и машину, пришлось два года жить на съемных квартирах.
Когда я понял, что разбираюсь в этом направлении бизнеса на отлично, решился запустить собственное производство мебели — совместно со своими иностранными партнерами, которые имели в этом большой опыт.
Вышли в плюс, вложившись в качество
Шел 2009 год, на рынке преобладали китайские товары низкого качества. Турецкая продукция выгодно выделялась качеством. Но рынок на тот момент принимал только ширпотреб, который предприниматели привозили из Китая. Это и было главной причиной, почему наш бизнес не мог набрать обороты. Мы производили качество, которое просто было не нужно рынку.
На самом деле качественные производители есть и в Китае, и в Турции — нужно только правильно выбирать поставщика. Тогда мне внушало доверие именно турецкое производство, и я рискнул строить бизнес.
Постепенно люди осознали, что скупой платит дважды, и на качестве лучше не экономить. Рынок начал требовать качество и стиль. Клиенты стали отдавать предпочтение улучшенной мебели, и мы стали производить соответствующую продукцию. Только тогда я вышел в плюс и полностью окупил вложенные средства.
Фото: Spot
Маржинальность и ценовая политика
Мы производим корпусную, офисную, мягкую мебель. Оборудование, фурнитуру, некоторые виды древесины (бук, например) и часть сырья (лаки, покрытия) поставляют нам из Турции. Из России получаем хвойные породы дерева. ЛДСП закупаем у ташкентского совместного предприятия Woodman, торговый дом Global Invest поставляет металлический профиль.
Учредителя два: 60% принадлежит турецким партнерам, 40% — нам. Маржинальность бизнеса — около 40%. Проще говоря, если себестоимость изделия — 100 тысяч, включая оплату труда, электроэнергию и прочие расходы, мы продадим его за 140 тысяч.
В основном мы вкладываем средства в оборудование и специалистов. На производстве сейчас 25 штатных сотрудников. Даже опытные специалисты проходят месяц переподготовки на нашем оборудовании.
Можно собрать шкаф на четырех винтах, а можно эту же работу сделать на эксцентриках (специальные соединения, на которых можно собирать и разбирать корпусную мебель без потери прочности и качества соединения). Такие крепления будут надежными и долговечными.
Фото: Spot
Дизайн разрабатываем индивидуально для клиента, либо изготавливаем мебель по его эскизам. Любим, когда клиент ставит новые интересные задачи для производства и дизайна.
В нашем направлении многие считают, что сложно соответствовать требованиям клиента. Для нас это стимул сделать более качественное изделие. Это выгодно и мастеру, который, выполняя более сложную работу, улучшает собственные навыки, и клиенту, который остается довольным, что его пожелания были услышаны.
Когда клиент дает рубль, а хочет продукт за 10 рублей, мы стараемся донести до него, что это возможно двумя способами: уменьшить размер изделия или изготовить мебель из дешевого сырья. Чаще всего клиент понимает это.
Сложности и конкуренты
Раньше в нашем бизнесе были проблемы с таможней. Сложно было получить фурнитуру, дерево и комплектующие в необходимые сроки. Срывались сделки из-за задержки сырья. Сейчас всё урегулировано и намного легче работать и получать поставки из Турции.
Конкуренты у нас, конечно, есть, но в целом ниша на рынке Узбекистана не заполнена. У каждого производителя свой клиент, который задает ему направление и определяет цену.
Есть производители, которые боятся конкуренции, но для меня это марафон, когда нужно бежать только вперед и не оглядываться назад. Есть те, кто просто копируют наши изделия. Я считаю, что это их лень работать головой и придумывать что-то новое и оригинальное.
Фото: Spot
Мебельное производство — это бесконечный путь. Здесь очень много возможностей для развития. Покупатель становится капризным и требовательным, это радует. Это возможность развиваться и делать сегодня что-то лучше, чем вчера.
Люди идут в ногу со временем и привыкают к комфорту, поэтому мы постоянно расширяем ассортимент, разрабатываем новые варианты.
Самые крупные заказы у нас были от компании China Petroleum Corporation и «Мубарек Нефтегаз» — мы делали мебель для их вахтовых городков и офиса. Был очень большой объем работы. Работали с гостиницей Zargaron и другими отелями и ресторанами Бухары. Гордимся, что клиенты выбирают нас и рекомендуют своим друзьям.
В планах начать и экспорт, но менталитет в странах разный и вкусовые критерии тоже. Поэтому пока работаем только на внутреннем рынке.
Новые направления: тренажеры и оздоровительный комплекс
Планируем принимать на работу для выполнения ручной резьбы по дереву людей с ограниченными возможностями. Пока ждем решения по территории, чтобы начать ремонт и установку пандусов и прочих необходимых условий для людей, которые могут передвигаться только на инвалидных креслах.
Фото: Spot
Также мы запатентовали производство оздоровительных тренажеров для размещения в парках и во дворах.
Кроме того, в планах запуск конно-прогулочного оздоровительного центра за городом. Хотелось бы создать место, куда люди смогут приезжать всей семьей на отдых и восстановление здоровья. Отдохнуть от городской суеты, покататься на лошадях, поиграть в теннис или порыбачить.
Бизнес — это бег с препятствиями
Наша миссия — нести уют в каждый дом. Хочется, чтобы каждая вещь, созданная нами, долгие годы радовала своих хозяев. Очень приятно слышать, когда клиенты звонят и говорят, что переезжают в третий раз, а перевозимая мебель до сих пор в идеальном состоянии, не скрипит и не ломается. Хочется, чтобы на наших кухнях люди собирались в самые хорошие дни, празднуя победы и успехи.
Бизнес — это бег с препятствиями. В наше время это были бесконечные проверки и штрафы, которые нас закаляли и делали сильнее. Сейчас, благодаря усилиям президента, развитию инноваций, у молодых бизнесменов больше возможностей добиться успеха. Они амбициозны, у них прекрасные новые идеи.
Новичкам я рекомендую не бояться преград. Изучить свое направление досконально и выполнять работу качественно. Стать лучшим в своей сфере.
Главное — быть порядочным и честным перед собой и окружающими, быть на равных со своими сотрудниками и партнерами. Не забывать о том, что отношения в бизнесе строятся по принципу «ты — мне, я — тебе». Это как работа ручной пилой: невозможно распилить дерево, работая только в одну сторону.