На портале обсуждения нормативно-правовых актов опубликован проект положения «О минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг».

Онлайн-займы

В документе предлагается внедрить онлайн-займы — договор микрозайма, заключенный в интернете или иным разрешенным законом способом, при котором взаимодействие потребителя с банком осуществляется дистанционно.

При такой услуге сумму микрозайма предлагается предоставлять в безналичной форме (включая перевод денежных средств без открытия счета).

Помимо этого, регулятор предлагает обязать все банки создавать у себя на сайте личный кабинет, где те, кто получил онлайн-займ, смогли бы получать информацию об исполнении им своих обязанностей по договору и общаться с представителями банка.

Договоры заключаются на русском и узбекском языках, причем выбирает пользователь, а банк не вправе отказать.

Банк обязан обеспечить, чтобы предоставляемая потребителям информация и содержание документов были понятны и доступны, в том числе потребителям не имеющим специальных знаний в области финансов. При этом не допускается искажение информации, приводящее к неоднозначному или двусмысленному толкованию условий банковской услуги.

Сами банки предлагается обязать обеспечить возможность общения с потребителем по тем каналам связи, которые использовались при заключении договора (телефон, личное присутствие, мобильное приложение, сайт).

Микрокредиты

В период обслуживания кредита или микрозайма банк по устному или письменному запросу в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса, безвозмездно, но не чаще одного раза в месяц, предоставляет ему устную или письменную информацию:

  • о сумме денежных средств, выплаченных по кредиту;
  • о размере и сроках очередных платежей;
  • о размере просроченной задолженности;
  • о распределении поступающих денежных средств в счет погашения задолженности по кредиту;
  • о размере причитающейся к погашению суммы в случае частичного или полного досрочного погашения кредита;
  • об остатке долга по основной сумме;
  • о лимите кредитования.

Банк обязан сообщить потребителю о необходимости внимательно проанализировать свое финансовое положение, учитывая, в том числе, следующие факторы:

  • соразмерность долговой нагрузки потребителя банковской услуги с текущим финансовым положением;
  • предполагаемые сроки и суммы поступления денежных средств для исполнения своих обязательств по договору об оказании банковской услуги (например, для физических лиц — периодичность выплаты заработной платы, получения иных доходов);
  • вероятность наступления обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, которые могут привести к невозможности исполнения своих обязательств по договору кредита или микрозайма (в том числе для физических лиц — потеря работы, задержка получения заработной платы и иных видов доходов по не зависящим от потребителя причинам, состояние здоровья потребителя, которое способно негативно повлиять на трудоустройство и, соответственно, получение дохода).

Личный кабинет

Банк обязан обеспечить доступ в личном кабинете потребителя (если такой способ взаимодействия с потребителем предусмотрен договором об оказании банковской услуги), как минимум, к следующей информации:

  • индивидуальные условия договора банковской услуги, а в случае их изменения после заключения указанного договора — с учетом изменений, внесенных в договор;
  • график платежей по договору кредита или микрозайма, а в случае его изменения — с учетом изменений;
  • структура и размер текущей задолженности потребителя.

Реклама

Информация рекламного характера должна быть оформлена таким образом, чтобы не злоупотреблять доверием потребителя и (или) не недостатком у потребителя опыта и знаний.

Минимальное количество информации, которое должен предоставить банк

Банк обязан размещать на местах оказания банковских услуг, а также на своём официальном веб-сайте следующую информацию:

полное и сокращенное фирменное наименование, местонахождение (почтовый адрес), адреса филиалов, режим работы, контактные телефоны, официальный веб-сайт, а также текст настоящего Положения;

  • о порядке предоставления банковских услуг, в том числе о порядке разъяснения условий договоров и иных документов;
  • о банковской услуге с указанием условий предоставления и ее стоимости;
  • о тарифах, процентных ставках и комиссионных вознаграждениях по операциям банка;
  • о порядке рассмотрения обращений (жалоб) потребителей, в том числе о способах и адресах для направления обращений потребителями;
  • о способах защиты прав потребителя, включая информацию о наличии возможности и способах досудебного урегулирования спора.

Отвечать за 30 минут

В случае обращения потребителя за устной консультацией предельный срок ожидания в очереди не может превышать 30 минут.

Не допускается использование кредитных продуктов, предусматривающих индексирование платежей по кредиту, в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора. Банк осуществляет взыскание задолженности по кредиту в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством и кредитным договором.

Бейджики на сотрудниках и безбарьерная среда

Работники банка, непосредственно взаимодействующие с потребителями должны обладать доступными для обозрения потребителям средствами визуальной идентификации, содержащими фамилию, имя и должность работника.

В офисе банка рекомендуется обеспечить возможность заключения договоров с потребителями с ограниченными возможностями.

К общению с клиентами — только после прохождения обучения

Банк в целях обеспечения непрерывности получения, изучения и обновления информации, обязан проводить обучение администраторов. Администраторы допускаются к работе с потребителями только после прохождения обучения.

Работники, не прошедшие обучение, допускаются к работе с потребителями совместно с работником, прошедшим обучение, и под его контролем.

Оценка платежеспособности

Банк при рассмотрении заявления на получение потребительского кредита или микрозайма в обязательном порядке проводит оценку его платежеспособности.

Для оценки долговой нагрузки банк обязан запросить у потребителя, обратившегося в банк с заявлением на получение потребительского кредита или микрозайма на сумму свыше 1 млн сумов, следующую информацию:

  • о размере заработной платы, наличии иных источников дохода, за счет которых предполагается исполнение обязательств по договору кредита или микрозайма;
  • о текущих денежных обязательствах, в том числе за поставленные энергоресурсы, услуги водоснабжения и водоотведения по жилой площади на него зарегистрированных и его официального проживания;
  • о возможности предоставления обеспечения исполнения потребителем обязательств по договору об оказании банковской услуги (в том числе залог, поручительство), в случае, если предоставление обеспечения предусмотрено условиями договора об оказании банковской услуги;
  • о судебных спорах, в которых потребитель выступает ответчиком (при рассмотрении заявления на получение потребительского кредита или микрозайма на сумму, превышающую 5 млн сумов);
  • о целях получения кредита.

Банк не вправе заключать с потребителем договор микрозайма, срок возврата которых не превышает 30 календарных дней, при наличии у потребителя обязательств перед этим банком по иному договору микрозайма, срок возврата микрозайма по которому не превышает 30 календарных дней.

Подробнее можно ознакомиться непосредственно на сайте обсуждения проекта.

Документ доступен для комментирования до 12 апреля. Планируемый срок вступления в силу — 25 апреля.

Ранее Spot писал, что президент утвердил внедрение онлайн-обмена, отказ от проверки документов при входе в банк и многое другое.