Имеющиеся проблемы
Действующая система налогообложения не отвечает современным требованиям, сдерживает дальнейшее развитие экономики, не стимулирует расширение и модернизацию производства, не обеспечивает максимально благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, в частности:
- остается крайне высоким уровень налогового бремени на субъекты предпринимательства (данный показатель в Узбекистане выше, чем в большинстве стран СНГ), что обуславливает вывод доходов в теневой оборот;
- не обеспечивается стабильность налогового законодательства, сформировалась сложная система расчета налогов и других обязательных платежей, в том числе по упрощенной системе налогообложения, при этом большим количеством подзаконных актов установлены исключения и особые правила расчета налогов, увеличивающие налоговую нагрузку и транзакционные издержки бизнеса;
- образовалась значительная разница в уровне налоговой нагрузки между индивидуальными предпринимателями, субъектами малого и крупного бизнеса (в среднем 3−4 раза), при этом, если доля субъектов малого бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет более 50 процентов, то в структуре налоговых поступлений на их долю приходится чуть более 7 процентов;
- высокая ставка и система взимания налога на добавленную стоимость (НДС) отвлекает оборотные средства налогоплательщиков, приводит
к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции, препятствует развитию кооперации между крупным и малым бизнесом; - наличие различных платежей в целевые государственные фонды, по сути являющихся оборотными налогами, приводит к росту налогового бремени;
- действующая система налогообложения имущества юридических лиц сдерживает инвестиции в производственные капитальные сооружения
и инфраструктуру, а также приводит к увеличению затрат капиталоемких отраслей; - высокие ставки налога на доходы физических лиц и единого социального платежа приводят к занижению фонда оплаты труда и, в конечном итоге, выплате заработной платы в «конвертах» (налог на доходы физических лиц уплачивает только треть от числа граждан в трудоспособном возрасте);
- сложилась широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых льгот, в том числе индивидуального характера, отсрочки или списания налоговой задолженности, что существенно ограничивает здоровую конкуренцию, при этом отсутствует действенная система мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот.
Наряду с этим, неэффективное налоговое администрирование негативно сказывается на уровне доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, не обеспечивает достаточный уровень собираемости налогов
и других обязательных платежей, в частности:
- отсутствует эффективный обмен информацией между государственными органами и организациями с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий;
- до настоящего времени не внедрены передовые формы и методы электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля, в том числе отсутствует единая система электронной регистрации счетов-фактур, не используются контрольно-кассовые аппараты, передающие сведения о проведенных операциях в налоговые органы в режиме «онлайн»;
- не выработана эффективная система анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности, что негативно сказывается на эффективности проводимых проверок и препятствует снижению вмешательства в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства;
- отмечается крайне низкая собираемость по местным налогам и сборам вследствие слабых механизмов их администрирования, включая недостатки в сфере учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков;
- не выработана эффективная система досудебного урегулирования налоговых споров, что приводит к росту обращений налогоплательщиков в судебные органы, увеличивая тем самым издержки бизнеса и вызывая недовольство предпринимателей;
- из-за сложности налогового законодательства отмечается крайне низкая эффективность разъяснительной работы, а также мер по профилактике и раннему предупреждению налоговых правонарушений.
Указанные недостатки негативно сказываются на инвестиционной привлекательности, поскольку действующая налоговая система в глазах большинства инвесторов не обеспечивает понятности, здоровой конкуренции, прозрачности налогового администрирования, приемлемый уровень налогового бремени и гарантий защиты прав инвесторов.
I. Ключевые приоритеты реформирования налоговой системы Республики Узбекистан
- Переход на среднесрочное налоговое планирование и усиление гарантий стабильности налогового законодательства, повышение инвестиционной привлекательности республики.
- Максимальное упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах, усиление защиты прав и интересов добросовестных налогоплательщиков.
- Обеспечение прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с исключением отсылочных норм и отменой всех подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, а также установление норм, предусматривающих вступление в силу любых изменений в налоговом законодательстве только с очередного финансового года.
- Снижение уровня налогового бремени на субъекты предпринимательства, устранение диспропорций в уровне налоговой нагрузки между крупным и малым бизнесом.
- Коренное реформирование системы налогообложения субъектов малого бизнеса с целью устранения факторов, сдерживающих расширение их деятельности, приводящих к дроблению бизнеса и сокрытию реальной численности работников.
- Усиление правовых гарантий и внедрение механизмов, обеспечивающих категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых и таможенных льгот, обеспечение благоприятной конкурентной среды.
- Оптимизация количества налогов путем их унификации и объединения налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, а также сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизация операционных расходов.
- Создание и внедрение механизмов, стимулирующих добровольную уплату налогоплательщиками налогов и других обязательных платежей, тем самым сокращение теневого оборота, предотвращение фактов уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей.
- Совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет дальнейшего внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват
и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, прежде всего, за счет усиления взаимодействия и обмена информацией между государственными органами, совершенствования технологий по обработке больших данных (технологий big data). - Принятие мер по повышению грамотности субъектов предпринимательства и граждан в вопросах налогообложения, проведение широкой разъяснительной работы и пропаганды законодательства.
II. Основные направления реформирования системы налогообложения
- Отмена налога на прибыль юридических лиц (за исключением коммерческих банков и страховых организаций), с установлением порядка, согласно которому обложению налогом на дивиденды по ставке 25 процентов подлежит только выплачиваемая в виде дивидендов прибыль.
- Снижение ставки НДС с 20 до 12 процентов, с распространением обязанности по его уплате на все категории налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей с оборотом свыше 1 млрд. сум, а также созданием полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы, с освобождением от уплаты НДС оборотов по реализации сельскохозяйственной продукции и отдельных продовольственных товаров, произведенных в республике, в целях недопущения роста цен на них. Инвентаризация и отмена неэффективных льгот по уплате НДС, в том числе при импорте товаров.
- Отмена всех обязательных платежей, взимаемых в государственные целевые фонды с оборота (выручки) юридических лиц.
- Объединение налога на доходы физических лиц, единого социального платежа и страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в единый налог на доходы физических лиц с плоской шкалой налогообложения в размере 25 процентов.
- Упразднение системы упрощенного порядка налогообложения, с оставлением как самостоятельных налогов единого земельного налога и фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности, осуществляемым физическими лицами без образования юридического лица, с критическим пересмотром количества видов деятельности, разрешенных к осуществлению, и повышением числа работников, нанимаемых индивидуальными предпринимателями.
- Введение системы, при которой субъектами малого бизнеса признаются юридические лица, имеющие годовой оборот не более 1 млрд. сум:
- не являющиеся плательщиками НДС;
- уплачивающие налог с оборота (выручки) в размере 5 процентов.
- Введение порядка, при котором индивидуальные предприниматели с годовым оборотом, превышающим установленный пороговый размер выручки для признания субъектом малого бизнеса (1 млрд. сум), переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы.
- Снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц за счет поэтапного снижения ставки (в 2019 году до 2,5 процентов и до 2021 года до 1 процента) и исключения из объектов налогообложения производственных зданий и сооружений.
- Расширение круга плательщиков земельного налога и налогана имущество юридических лиц, за счет отмены упрощенного порядка налогообложения, поэтапное внедрение в течение пятилетнего периода налога на недвижимость.
- Совершенствование системы налогообложения водо-и недропользователей, унификация и упрощение расчета налогооблагаемой базы, отмена налога на сверхприбыль с переводом на уплату роялти по виду деятельности.
- Поэтапная унификация видов и ставок акцизного налога на производимые в Республике Узбекистан и импортируемые подакцизные товары, а также сокращение видов акцизного налога.
- Установление конкретных механизмов налогообложения объектов интеллектуальной собственности, приобретаемых по импорту в качестве товаров или услуг.
- Совершенствование налогообложения доходов нерезидентов юридических лиц.
III. Основные направления реформирования системы налогового администрирования
- Введение системы по взаимодействию органов государственной налоговой службы с налогоплательщиками и дальнейшему расширению предоставления услуг с широким применением информационно-коммуникационных технологий, с максимальным сокращением личного контакта, путем повышения эффективности использования персональных кабинетов.
- Внедрение порядка обслуживания налогоплательщиков по системе клиенто-ориентированного сервиса для создания всесторонних удобств для получения необходимой информации в едином зале по обслуживанию налогоплательщиков.
- Совершенствование организационной структуры органов государственной налоговой службы, внедрение открытых критериев оценки их деятельности, в том числе по качеству предоставляемых государственных услуг и осуществлению контрольных функций, повышение эффективности мер по подготовке и переподготовке кадров налоговых органов, улучшение их материального обеспечения.
- Внедрение системы электронного администрирования НДС, в том числе программного комплекса по учету электронных счетов-фактур в органах государственной налоговой службы посредством использования персонального кабинета налогоплательщика с последующим анализом и контролем всей цепочки оборотов в целях повышения собираемости налога и выявления недобросовестных налогоплательщиков.
- Внедрение риск-ориентированного подхода, инновационных методов камерального контроля, усиление взаимодействия с государственными органами и организациями по обмену информацией о возникновении налоговых обязательств физических и юридических лиц.
- Внедрение контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу информации о проведенных операциях в налоговые органы в режиме «онлайн», а также информационной маркировки и мониторинга движения отдельных видов товаров (продукции).
- Установление механизмов контроля и совершенствование порядка налогообложения операций хозяйствующих субъектов, связанных с трансфертным ценообразованием.
- Отмена неэффективных организационно-правовых форм субъектов предпринимательства, включая семейные и частные предприятия.
- Пересмотр и сокращение расчетов по отдельным видам налогов и других обязательных платежей, имеющих схожую налогооблагаемую базу.
- Совершенствование и упрощение механизмов возврата и зачета сумм излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей.
- Пересмотр штрафных санкций и усиление всех видов ответственности за налоговые правонарушения, установление прозрачных механизмов начисления штрафов и пени.
- Разработка и утверждение порядка исключительно целевого предоставления налоговых льгот, внедрение системы мониторинга и оценки эффективности их применения, закрепление норм об обязательном возврате в бюджет сумм неэффективно использованных льгот.
- Коренное совершенствование внутреннего налогового аудита в органах государственной налоговой службы, внедрение систем внутреннего контроля по противодействию коррупции в соответствии с передовой зарубежной практикой.
- Внедрение механизма досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, создание независимого межведомственного экспертного совета при Министерстве финансов Республики Узбекистан по досудебному урегулированию налоговых споров, с включением в него представителей негосударственных некоммерческих организаций.
- Расширение международного сотрудничества и присоединение к передовым международным инициативам, направленным на организацию обмена информацией по налоговым вопросам и борьбу с уклонением
от уплаты налогов и других обязательных платежей. - Повышение уровня налоговой грамотности налогоплательщиков посредством усиления разъяснительной работы налоговыми органами, в том числе с применением информационных технологий (вебинары, онлайн-чаты).
IV. Ожидаемые результаты от реформирования налоговой системы Республики Узбекистан
1. Совершенствование налоговой политики и формирование принципиально новой налоговой системы Республики Узбекистан, направленной на:
- обеспечение ускоренного развития экономики, повышение стимулирующей роли налогов и их содействие в развитии отечественного производства, в том числе выпуска экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
- устранение неравномерной налоговой нагрузки между различными категориями субъектов предпринимательства и барьеров, препятствующих увеличению численности работников и повышению официальной занятости населения;
- формирование здоровой конкурентной среды и повышение эффективности использования предоставляемых государством мер поддержки, в том числе категорический отказ от практики предоставления индивидуальных налоговых льгот, а также реализация принципа справедливости налогообложения;
- формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, стабильное развитие бизнеса, модернизацию и диверсификацию экономики страны;
- недопущение роста уровня налоговых изъятий, увеличение благосостояния граждан, улучшение финансового состояния субъектов предпринимательства;
- дальнейшее усиление мер по либерализации экономики, защите прав и законных интересов граждан, субъектов предпринимательства и инвесторов.
2. Улучшение налогового администрирования и повышение качества оказываемых государственных услуг в сфере налогообложения, в том числе:
- вывод на качественно новый уровень взаимоотношений между органами государственной налоговой службы и налогоплательщиками, формирование чувства восприятия налоговых органов как бизнес-партнеров и консультантов;
- внедрение передовых информационных технологий, направленных на обеспечение максимальной информатизации и автоматизации процессов налогового администрирования, а также снижение рисков коррупции за счет минимизации контактов сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками;
- повышение собираемости налогов и других обязательных платежей, прежде всего, путем развития и расширения производства товаров (работ, услуг), наиболее полного охвата налогоплательщиков и учета объектов налогообложения;
- унификация и сокращение количества налогов и других обязательных платежей, упрощение порядка составления расчетов и ведения налоговой отчетности;
- раннее предупреждение и профилактика налоговых правонарушений, повышение эффективности камерального и других мер дистанционного контроля при минимальном вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, а также сокращение уровня теневой экономики.
Ранее о том, как найти баланс налоговой и бюджетной политики, специально для Spot писал эксперт Ильдус Камилов.