Сергей Цымбалов, известный как Монарх, будто был медийной персоной в Facebook с момента обретения популярности социальной сети в нашей стране. О его личной истории развития мало кто знает. Сменив несколько «экзотических» мест работы, он решает включиться в семейный бизнес — производство кетчупа «Монарх», который наверняка пробовал хоть раз почти каждый узбекистанец.
Сейчас Сергей — официальный представитель компании Healthy Food, консультирующий диетолог, персональный тренер, имеющий большой вес на рынке ЗОЖ в Узбекистане.
«Монарх». История бренда 1997 года рождения
Идея запустить новый бизнес принадлежала моему отцу и его компаньону. Оба ранее занимались строительством, но решили сменить направление.
После долгих раздумий мы пришли к мысли, что нужно производить кетчуп. В те годы в стране в больших объемах выращивали томат, а вот переработка развивалась слабо. Так что в пользу этого выбора сыграла хорошая сырьевая база и отсутствие особой конкуренции — на прилавках кетчупа практически не было.
Почему «Монарх»? Мы посчитали, что название звучное. Потом этот псевдоним я использовал на форумах, которые только-только зарождались в Узбекистане. И в итоге оставил его себе.
За технологией поехали в Россию, посетили компанию по нашему профилю и узнали несколько рецептур, а затем адаптировали их под наш рынок.
Вложили собственные средства — что-то около 5000 долларов. На эту сумму мы приобрели котлы для варки, бывшие в употреблении, и сырье.
Первая варка состоялась 7 марта 1997 года. В дальнейшем этот день стал для нас самопровозглашенным «Днем кетчуписта».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Варили кетчуп вручную в армейских котлах объемом 200 литров. Первую партию пересолили — как это заведено, первый блин вышел комом. Потом была проблема с реализацией, мы столкнулись с банальным незнанием данного продукта со стороны как продавцов, так и покупателей.
Перед нами стояла главная задача — заставить покупателя поверить, что товар местного производства может быть не просто съедобным, но и качественным и полезным. Удачно сложилось, что тогда был бум фастфудов — они росли как на дрожжах и стали одним из секторов сбыта.
Через пару лет мы стали производить и майонез. Дальше — больше, начали выпускать соки, маринованную продукцию, джемы, варенья. Но основой всегда оставались кетчуп и майонез.
13 тонн кетчупа в сутки
Наш первый маленький цех находился в районе Гидрометцентра, потом переехали на Сергели, в здание бывшего завода. Позднее, в 2002 году, купили свою территорию и оборудовали там всё под собственные нужды.
Производство никогда не выходит на прибыль быстро. У нас этот период занял пару лет, потому что с ростом требовалось всё больше и больше вложений на закуп ингредиентов — чем больше оборот, тем больше должен быть запас.
Экспортировали в Казахстан, Таджикистан и другие ближайшие страны СНГ. Пробовали отправлять и в Россию, но конкурировать с российской продукцией на ее же территории было сложно.
Цели увеличивать объемы экспорта не было, так как внутренний оборот был очень большой. В последний перед продажей год, 2014-й, мы производили до 13 тонн кетчупа и 8 тонн майонеза в сутки.
Не скажу, что бизнес был высокомаржинальным. У нас показатели были от 20 до 40 процентов, сейчас, думаю, еще меньше.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Предложение, от которого нельзя отказаться
В какой-то момент компаньон моего отца вышел из бизнеса и открыл свое производство. Он и был нашим первым конкурентом на начальном этапе, но особого стеснения на рынке мы не почувствовали. Когда пришли зарубежные игроки, ситуация тоже не изменилась сильно. Как сейчас обстоят дела с конкуренцией в этом сегменте, я не в курсе.
Если есть финансы, запустить и наладить производство не составляет труда. Главная сложность — заявить о себе на рынке и продать продукт. Поэтому бренд «Монарх» как известное торговое имя привлекал покупателей.
Мы не собирались продавать семейный бизнес, однако после нескольких интересных предложений задумались. И всё же было достаточно сложно решиться, думали около года. Сумму озвучить не могу, но скажу, что предложение было очень достойное.
На момент продажи для кетчупа у нас были израильская, польская и китайская линия. Для майонеза мы использовали немецкое оборудование Stephan и часть старого оборудования, приобретенного на начальном этапе. На производстве работало 40 человек, около 20 — в офисе.
Бизнес в лихие 90-е
Начинать что-то всегда тяжело. Тогда мы действовали, можно сказать, вслепую и вручную. У нас было простейшее оборудование, которое мы с нашими мастерами пытались доработать и усовершенствовать. Сейчас, если есть достаточно средств, тебе привезут качественное оборудование вместе с технологом и несколькими рецептами.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Не знаю, насколько изменилась ситуация после недавних реформ, но в те годы складывалось впечатление, будто нарочно создавались препоны для нормальной работы: было сложно отправить товар или привезти ингредиенты. Зато, как говорится, тот, кто прошел эту школу у нас, сможет пробиться где угодно.
Историй в духе «лихих девяностых» было достаточно, но до крайностей, к счастью, не доходило. Если ты работаешь прозрачно и уверен в себе, подобных проблем не будет. Было множество судебных разбирательств, в том числе и с прокуратурой. Там был такой нюанс: мы были правы, но прокуратура не хотела создавать прецедент для других. После череды разбирательств нам предложили пойти на мировую, и мы пожали друг другу руки.
От кровельщика до «Монарха»
По образованию я гидролог, поначалу и специализировался на этой сфере. Потом работал кровельщиком, затем недолго владел точкой общепита с магазинчиком. После этого уже был «Монарх».
Вряд ли я ближайшее время снова запущу производство или другой бизнес. Мне больше по нраву то, что я делаю сейчас — развитие и создание интеллектуальной собственности на спортивном рынке. А вот стать лицом какой-то компании — вполне может быть. Я работаю на имя, чтобы в дальнейшем имя работало на меня, и это процесс, который нужно поддерживать постоянно.
Сейчас я официальный представитель компании Healthy Food по питанию и диетологии (кстати, при упоминании имени «Монарх» вы можете получить 10-процентную скидку). Занимаюсь спортом и гоняю по нему других людей, сотрудничаю с брендом Montrox, который производит спортивную одежду, спортивное питание и инвентарь. Всё, чем я занимаюсь, так или иначе связано со спортом, здоровым образом жизни и правильным питанием.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Я не учился на фитнес-тренера или диетолога, но уделяю много времени изучению и самосовершенствованию. Возможно, мои услуги востребованы потому, что я не придерживаюсь общих систем и создаю свою собственную, которая подразумевает индивидуальный подход к каждому.
Спортом начал заниматься исключительно для себя — 27 ноября 2007 года. Почему так запомнился день? Я понял, что тело само по себе лучше не станет, а так как я Овен, то есть упертый баран, поставил перед собой задачу.
До этого занимался «набегами» и с большими перерывами, играл в профессиональный баскетбол, но всё же это совсем другая нагрузка. А в этот день взял тетрадку, пошел в зал и, можно сказать, не вернулся. У меня сохранились записи более трех лет моих ежедневных занятий — как я ел, занимался, прибавлял нагрузку и прочее. Эта систематика дала мне большой плюс и пригодилась в дальнейшем.
Впоследствии, как видите, спорт стал делом жизни, который приносит определенную прибыль.
Диетологию стал изучать после того, как семь лет назад постучал в мою дверь сахарный диабет. Я был «на массе», но стал стремительно терять вес — 12 килограммов за месяц. Появилась страшная жажда — мог за ночь выпивать по несколько баклажек воды. Понял, что это что-то нездоровое, сходил в больницу, и мои опасения оправдались.
Диабет был приобретенный, потому что никаких предпосылок к его появлению у меня не было — ни генетических, ни по образу жизни. В период лечения я серьезно занялся изучением питания. Поэтому всё, что я даю людям, я когда-то узнавал для себя самого и узнаю до сих пор.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Медийной личностью я стал не сразу, хотя никогда не был серой мышкой. В эпоху расцвета «Живого журнала» читал блоги многих своих знакомых. Меня начали спрашивать, почему не пишу сам, и через какое-то время уговорили попробовать. Я увлекся и стал делать это систематически. Всё это перелилось на различные форумы, оттуда — в социальные сети.
Спорт и бизнес
Спортивный бизнес и в целом ЗОЖ — ниша привлекательная и востребованная, в том числе в Узбекистане. Фитнес-индустрия развивается прогрессивно, что видно по рекламным роликам, появлению клубов и залов, брендов спортивной одежды. Всё это связано с другими важными составляющими спорта и развивается параллельно. Это хорошая тенденция — в приоритете здоровое тело.
Место на данном рынке найдется для каждого нового игрока, но вопрос в том, понимает ли он, на что идет. Если оперировать цифрами, то заведения правильного питания, например, это не такой уж и прибыльный бизнес. Подобные проекты больше носят имиджевый характер.
К сожалению, у нас предпочитают сразу копировать формат, увидев успех других компаний, и только потом обращаются к цифрам, когда уже поздно. Нужно понимать, что здесь, как и в любом другом деле, требуется в первую очередь душевная отдача, а не ожидания быстрой прибыли.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Я абсолютно не согласен с мнением, что придерживаться правильного питания и здорового образа жизни — дорого. Просто люди ленивы и зачастую не умеют делать правильную калькуляцию. Они не понимают, что ежедневные затраты на еду, как финансов, так и времени, могут быть гораздо меньше. Что дешевле заказать готовую полезную кухню, подобранную специально для вас и заточенную под определенную цель. Что лучше, например, побыв некоторое время клиентом определенной компании, которая предоставляет готовую программу здорового питания, получить опыт и знания, которые пригодятся в дальнейшем.
У меня есть мысль создать единую площадку, которая будет включать в себя полезное питание, спортивную одежду, поддержание здоровья и физические нагрузки. Если закольцевать это в одно большое дело, то, думаю, получится хорошая тема.