Директор центра налогового консультирования ОНК Rastax group, налоговый консультант
29 марта в Ташкенте состоялось общественное обсуждение проекта концепции налоговой реформы. Чем порадовало мероприятие?
Во-первых, высоким уровнем организации, несмотря на большое количество участников. Тема животрепещущая и касается всех: и больших, и малых игроков в бизнесе, и физических лиц.
Во-вторых, своевременность новой концепции, так как в ней предусмотрены ответы на глобальные вызовы — борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения.
Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов, стали причиной активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств.
В-третьих, проект предлагает выработку мер по решению проблем, возникающих при налогообложении в экономике, устранению двойного налогообложения, ужесточение правил налогового администрирования для «недобросовестных налогоплательщиков», создание комфортных условий администрирования для добросовестных налогоплательщиков, противодействие злоупотреблению нормами налогового законодательства в целях минимизации налогов.
Итак, что надо нам всем понять в новой налоговой концепции.
1. Кто теперь будет на упрощенной системе налогообложения
Хотя у нас на сегодня это далеко не «упрощенка» — она громоздко усложнена дополнительными минимальными расчетами по единому налоговому платежу (ЕНП), единому социальному платежу (ЕСП)
На упрощенную систему налогообложения предлагают перевести индивидуальных предпринимателей, микрофирмы и малые предприятия, у которых порог выручки в течение налогового периода не превышает 1 млрд сумов. Для этой категории есть оборотный налог 5% и налог с фонда оплаты труда, удерживаемый у физических лиц 25%, который включает в себя НДФЛ, ЕСП и страховые взносы.
Пока в концепции не уточняется, будет ли ограничительный или, наоборот, разрешительный список видов деятельности, как это действует на сегодня для индивидуальных предпринимателей (Постановлением Кабинета министров утвержден перечень видов деятельности, которыми могут заниматься ИП). Думаю, что для для индивидуальных предпринимателей это будет актуально и дальше.
Для юридических лиц-«малышей» (субъектов малого предпринимательства) очевидно уменьшение налогового бремени в части налога на доходы по распределяемой и получаемой прибыли. И это плюс.
2. Введение НДС для всех субъектов предпринимательства, кроме «малышей»
Предлагается ввести НДС для всех игроков в бизнесе, кроме вышеуказанной категории и плательщиков единого земельного налога, с целью формирования оптимальной для Узбекистана модели поведения на рынке, чтобы все стали звеньями одной цепи.
Для плательщиков общеустановленной системы налогообложения НДС, включая плательщиков единого налогового платежа, которые добровольно уплачивают НДС, снижается ставка с 20% до 12%. Это плюс для них.
Для упрощенной системы налогообложения и индивидуальных предпринимателей, у которых оборот больше 1 млрд, поначалу, конечно, увеличится налоговое бремя: 5% меньше, чем 12%, но учитывая, что есть зачет по НДС, со временем всё встанет на круги своя.
Думаю, что цены на услуги немного подрастут — на сумму НДС, — и это ляжет налоговым бременем на конечного потребителя. Это минус.
Если налоговые органы оснастят соответствующей оргтехникой, программным обеспечением, если интернет будет в Узбекистане работать быстрее, налоговое администрирование в части учета полученных и выписанных счет-фактур по покупателям и продавцам даст полную картину экономики страны, соответственно, будет налажен налоговый камеральный контроль. И это плюс.
3. Сокращение зарплатных налогов в два раза и объединение их в один
Действующая система налогообложения труда с ее прогрессивной шкалой налога на доходы физических лиц, высокими ставками единого социального платежа и страховых взносов приводит к сокрытию фактического количества работающих, к искусственному занижению фонда оплаты труда, выплате заработной платы в «конвертах».
Предлагаемая плоская шкала 25%, которая объединила три в одном, устроила всех налогоплательщиков юридических лиц, но перекладывание этого налогового бремени на физических лиц для низкооплачиваемых работников приведет к непониманию и даже шоку. Тут у нас и плюс, и минус.
Плоская шкала хорошо себя зарекомендовала в практике развивающихся стран, на постсоветском пространстве, так как ее цель — вывести серые доходы из тени. Но надо иметь в виду, что минусом плоской шкалы является то, что богатые богатеют, а бедные беднеют.
Обеспечивая равенство налогообложения, необходимо предусмотреть и поддержку социально незащищенных категорий граждан. Целесообразно, на мой взгляд, в переходный период введение нулевой шкалы для данной категории работников, либо предоставить этой категориям налогоплательщиков понижающие коэффициенты
4. Налогообложение прибыли
В предлагаемой налоговой концепции нет налога на прибыль в классическом понимании — «доходы минус расходы плюс невычитаемые расходы» — и на ставку налога на прибыль (14%).
Трудности расчета налога на прибыль были очевидны.
Для налогоплательщика общеустановленной системы налогообложения отмена налога на прибыль (14%), равно как и отмена обязательных отчислений от выручки в государственные целевые фонлы (3,2%), — это большой плюс.
Но взамен нам предлагают налог на распределяемую прибыль 15% и налог на дивиденды по ставке 10%, итого 25%. И вводится он для всех желающих распределить и получить свою прибыль от вложения инвестиций.
На первый взгляд, для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения, частных и семейных предприятий (у данной категории вообще не было налога на дивиденды) 25% — это много, и это большой минус. Наверняка в умах данной категории налогоплательщиков, уже зарождаются схемы ухода от этого налога и получения прибыли другим путем.
Но необходимо отметить, что в предлагаемой концепции юридическим лицам существенно снизили налоговое бремя за счет «зарплатных налогов», и законодатель авансом верит, что учредитель и инвестор будет получать больше прибыли, и они в состоянии заплатить налог по ставке 25% при выплате чистой прибыли.
Хочется надеяться, что все игроки на поле бизнеса будут вести себя по правилам рыночной экономики, и что налоговая система будет проста, понятна, прозрачна для всех малых и крупных предприятий, и в конечном итоге выгодна как для физического лица, так и для государства.