Монополия и теневой рынок — одни из проблем на пути перехода к инфляционному таргетированию, считают в Центральном банке.
Регулятор отмечает, что несмотря на наличие правовых основ перехода и начало практической переориентации принципов и механизмов денежно-кредитной политики, полноценный переход на инфляционное таргетирование осложняется рядом рисков и ограничений.
Так, к примеру, инфляционные ожидания в обществе формируются на основе динамики цен предыдущих лет, в связи с чем, от Центрального банка требуется концентрация и усилия по снижению и стабилизации инфляционных ожиданий в экономике.
«Данная задача в значительной мере осложняется доминирующим воздействием немонетарных факторов инфляции, которые неподконтрольны Центральному банку и препятствуют успешному переходу на инфляционное таргетирование», — говорится в сообщении.
К таким факторам регулятор отнес:
- сохранение административно регулируемых цен на некоторые товары;
- монополизация локальных рынков;
- рост цен на сырье;
- импорт инфляции при восстановлении мировой экономики;
- малоэффективность и повышение энергоемкости производства;
- слаборазвитую инфраструктуру;
- и многое другое.
Отмечается, что существенные риски связаны с продолжающимся процессом либерализации валютной политики и внешнеторговой деятельности в условиях становления валютного рынка, а также теневым рынком:
«Слабое институциональное развитие финансового сектора и существенный объем внебанковского оборота наличных денежных средств в теневой экономике существенно снижают результативность политики Центрального банка», — отмечается в сообщении.
Регулятор отмечает, в переходный период важно обеспечить переход на плавающий режим валютного курса с минимальными негативными последствиями посредством сглаживания чрезмерных краткосрочных колебаний курса и развития инструментов валютного хеджирования.
«В данных условиях, эффективность режима инфляционного таргетирования обуславливается действенностью коммуникационной политики Центрального банка и доверием населения к проводимой денежно-кредитной политике,
т. е. способностью объяснить населению причин роста цен и принимаемых мер по обеспечению ценовой стабильности», — отмечается в сообщении.
Еще одним ограничением указывается отсутствие в обращении Государственных долговых обязательств, что не позволяет Центральному банку проводить операции на открытом рынке и сужает возможности банковского сектора по привлечению краткосрочной ликвидности под залоговое обеспечение данных долговых инструментов.
Внешнеэкономические риски, по мнению регулятора, во многом, связаны со структурой экспорта и валютных поступлений в экономику:
«В частности, требуется минимизация рисков волатильности цен на рынке драгоценных металлов, а также потенциальных экономических проблем в соседних странах и основных торговых партнерах», — говорится в сообщении.
В банке считают, что достижение этих целей тесно связано с действенностью инструментов денежно-кредитной политики, что обуславливается решением коренных причин, ограничивающих их эффективность.
Ранее Spot писал, что Центральный банк рассказал, как будет переходить на инфляционное таргетирование. В начале марта стало известно, что сделать это планируется за два-три года.