Династия со 130-летней историей
Пчеловодство — семейное дело Тимофеевых. Начинал его еще их прапрадед Нестер в 1885 году.
В то время ульев еще даже не существовало, и предприимчивый Тимофеев-старший сооружал колоды вручную: срезал дерево, пень вырубал изнутри и поселял там пчел, которые натягивали соты. После забирал соты, перекладывал в банки — так получали бортевой мед. Потом система начала совершенствоваться, колоды переносились уже в дома, а вскоре и вовсе начали делать деревянные улья.
Братья Василий и Дмитрий — представители четвертого поколения пчеловодов, они любят шутить, что родились на пасеке:
«Нас всему научили отец Василий Иванович и дедушка Иван Дмитриевич. Уже с шести лет мы сбивали рамки, натягивали проволоку, то есть выполняли весь производственный процесс в домашних условиях. Так мы стали не просто пчеловодами, но еще и плотниками, слесарями, технарями. Конечно, когда объемы увеличились, мы наняли работников, но начинали всё своими руками».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Раньше братья занимались пчеловодством вместе с родственниками, потом открыли сначала свое ИП, а затем ООО — в 2011 году появилась компания с говорящим названием «Бочка с медом».
«Сегодня у нас большое хозяйство, а пчеловодная династия Тимофеевых насчитывает порядка 20 тысяч семей в Узбекистане. Практически все занимаются семейным делом, редко кто уходит в другой бизнес».
Экспорт: 10 тысяч пчелосемей в год
Основной бизнес Тимофеевых — разведение и экспорт живых пчел. В прошлом году они развели 15 тысяч пчелосемей, объем экспорта составил около 75 тысяч долларов США. В этом году планируют довести эту цифру до 200 тысяч долларов.
«В этом году у нас уже есть 1500 пчелосемей, планируем, что увеличим количество до 2500−3000, помимо тех, кто „поедет“ в Россию. Так надеемся получить порядка 60 тонн меда».
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Как оказалось, мед — это попутный товар, который Тимофеевы добывают в основном для местного рынка:
«Наши фирменные стоечки вы можете увидеть в супермаркетах korzinka.uz, через эту сеть продаем 2−2,5 тонны в месяц. Также небольшими объемами по 300−500 кг мед у нас закупают заводы и перекупщики. То есть того, что мы производим, как раз хватает, чтобы покрыть спрос на внутреннем рынке».
Экспорт меда компания приостановила в последние год-два, а вот пчел перевозить не прекращает, потому что не хочет терять постоянных клиентов.
Ежегодно Тимофеевы экспортируют около 10 тысяч пчелосемей и порядка 200 тонн меда в Казахстан, Россию и другие страны СНГ. В планах — выход и на другие рынки, в частности, ОАЭ и Японии.
В 2013 году Василий уже пробовал сделать первый шаг — на выставке в Food Expo Тимофеевы представили свой мед, которым заинтересовались местные поставщики.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Тогда они уже готовы были заключать контракты, но система не позволила.
«На тот момент наши конкуренты из России, к примеру, могли поставить мед по более привлекательной цене, поэтому сотрудничества не вышло. Но при тех изменениях, которые происходят в нашей стране, с новыми льготами, я надеюсь, скоро мы сможем наладить экспорт и в другие страны», — говорит Василий.
Заработок на опылении
В этом году Тимофеевы готовят временный вывоз пчел на опыление в Северный Казахстан и в Россию. Также их приглашают в Алтайский край — там не хватает рабочих пчел.
«Такие предложения мы с удовольствием принимаем, потому что это выгодно — мы зарабатываем на опылении, плюс еще и получаем мед», — говорит Василий.
Потребность в опылении в Узбекистане пока не испытывают, так как пчел хватает на те площади, что имеются здесь. А вот в соседних странах территории масштабнее, поэтому приглашают узбекских пчеловодов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
У Тимофеевых уже есть дочернее предприятие в Южном Казахстане — филиал «Бочки с медом».
«В начале лета мы планируем поехать в Казахстан с 2000 пчелосемей, размножить их там до 4000 семей, „покачать“ около 100 тонн меда. Средний заработок за опыление — по 500 рублей за каждую семью. Потом мы завозим сюда пчел обратно и доводим до 5000 семей. Таким образом, за летний период мы „разовьемся“ с 2000 до 5000 пчелосемей. Сделаем опыление, получим мед, размножим свои семьи, увеличим поголовье и получим прибыль».
На зимовку пчелы всегда приезжают в Узбекистан, потому что здесь созданы более благоприятные условия для этого:
«Если перезимуем успешно, то весной мы удвоим число пчелосемей — доведем их до 10 тысяч. Если удастся, то наша доля от общего объема экспорта пчелопакетов в Узбекистане составит около 5%. Я думаю, это неплохие показатели».
Прицеп для дальних рейсов, поездок на медосбор. В прошлом году с каждого этого ящика получили порядка 80 кг меда. Фото: Евгений Сорочин / Spot
В штате «Бочки с медом» 14 человек, в летний период братья приглашают еще 10 пчеловодов, так как работы существенно прибавляется. Сбивают рамки, делают пыльцеуловители, готовят новые улья.
В этом году Тимофеевы разработали свое ноу-хау — новый транспортировочный ящик для экспорта пчел. До этого в компании пользовались по старинке пчелопакетами, сейчас же упаковка стала приближена к евростандартам. Ящики упаковываются по 72 штуки, стягиваются лентами и готовятся к перевозке.
Около 70% людей знают, что такое хороший мед
На прилавках супермаркетов можно увидеть и продукцию других производителей меда, но, по словам Тимофеевых, все они не конкуренты, а коллеги. Каждый занимается своим делом, имеет свой круг покупателей.
«Бочка с медом» на рекламу и продвижение не скупится, хотя, по мнению Василия, совсем и не в этом дело:
«Эксклюзивный мед вне конкуренции. У нас люди уже хорошо знают, что такое качественный мед, около 70% населения в этом разбирается. Поэтому конкуренция может быть среди тех сортов, которое производят в больших объемах, например, многие добывают хлопковый мед. А эксклюзив всегда будет неповторим».
В ассортименте компании множество видов меда: аккурай, горный, цветочный, степной, хлопковый, разнотравье, донниковый, клеверный, майский, подсолнечный, акациевый, айлантус, мед в сотах. Вкус насыщен гармоничностью букета цветов (душица, чабрец, шалфей, василек и другие), кристаллообразный или крем-мед, от темного до ярко-желтого и белого цветов.
Фото: Евгений Сорочин / Zira
Как стать пчеловодом?
В Узбекистане фермерам предлагают хорошие условия при занятии пчеловодством: согласно действующему постановлению, фермер может взять льготный кредит на приобретение пяти семей пчел с ульями. Обойдется это в 4 млн сумов сумов.
Но не стоит забывать, что направление требует серьезного подхода:
«Пчелы — как маленькие дети, они так же болеют и требуют правильного ухода. Если вы не научитесь грамотно заниматься этим делом, оно будет убыточным».
Для старта, помимо покупки пяти семей, нужно будет приобрести еще и медогонку, ножи, костюмы, лекарства для пчел, это обойдется в среднем, в 10 млн сумов.
«При хорошем раскладе можно будет „покачать“ по 50 кг меда с семьи, то есть вы получите 250 килограмм с пяти семей. Средняя рыночная цена меда — 30 тысяч сумов, это значит, что в первый год вы даже не оправдаете своих затрат. Но если правильно обработать пчел на зиму, то на следующий год уже можно удвоить количество семей и получить 500 кг меда», — делится расчетами Василий.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Рабочий процесс
Рабочая пчела живет в среднем 30 дней в летний период, и за это время пчеловодам нужно многое успеть. Важно, чтобы при спаривании не было посторонних пчел, потому что пчелы — это племенной материал. Поэтому их братья Тимофеевы вывозят в закрытую зону.
«Пчела летает в радиусе трех километров от своего улья, и когда матка вылетает на облет, на спаривание с трутнем, ее может оплодотворить трутень с соседней пасеки. Тогда семейство будут уже не таким продуктивным. Мы работаем с карпатской породой пчел, украинской. У нее длинный хоботок, и она достает мед с более глубокого цветка, за что и считается более медоносной и продуктивной. Матка откладывает не 1500−1600 яиц, как остальные, а уже до 2200. Развитие — это армия, рабочая сила, то есть много пчел и меда».
Производственный процесс в «Бочке с медом» работает как часы. Специальная техника, экспорт и далеко идущие планы. Не так давно братья Тимофеевы получили землю в Уртачирчикском районе, где планируют открыть школу имени дедушки Нестера по пчеловодству.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В рамках школы пчеловоды намерены запустить и апицентр, где будет практиковаться лечение пчелами:
«Апитерапия будет в новинку для Узбекистана. Мы уже начали отправлять сотрудников на обучение. Будем грамотно лечить людей укусами пчел, предоставим услугу сна на ульях. Открою вам один факт: лечение пчелами даже способно восстановить нервные клетки человека. Об этом мало кто знает, но на самом деле пчела несет в себе много полезных свойств, и даже мертвой она может пригодиться — в виде настоев, которые лечат серьезные болезни».
Также Тимофеевы планируют посадить в этом году ягоды голубики: в сочетании с медом они оказывают благотворное влияние на организм человека и используются для лечения проблем со зрением.