Как превратить листинг фондовой биржи в Узбекистане в механизм поддержания эффективного корпоративного управления рассказали эксперты Центра исследований Госкомконкуренции.
Игорь Бутиков
и.о. директора Центра исследований Госкомконкуренции РУз, д.э.н.
Зуфар Ашуров,
старший научный сотрудник центра.
В Узбекистане для обеспечения эффективности системы корпоративного управления в акционерных обществах Комиссией по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления принят Кодекс корпоративного управления.
Правда, пока данный кодекс слабо увязывает корпоративные отношения с отечественным фондовым рынком.
Хотя, согласно кодексу, публикация акционерными обществами информации о принятии обязательства следовать рекомендациям кодекса и его соблюдении осуществляется также и на сайте фондовой биржи, на практике для фондовой биржи сам кодекс не имеет никакого значения, так как нет взаимоувязки между рекомендациями кодекса и деятельностью фондовой биржи.
Очевидно пришла пора создать такой механизм, который обеспечил бы соблюдение акционерными обществами принципов и рекомендаций корпоративного управления.
Целесообразно обеспечить взаимосвязь корпоративного управления и отечественного фондового рынка через механизм листинга на фондовой бирже.
Такое мнение основано на международном опыте и на том, что в зарубежной практике корпоративного управления кодексы корпоративного управления являются основным документом, после принятия которого компании могут быть включены в котировальный лист фондовой биржи.
В частности, в зарубежных странах кодексы корпоративного управления являются частью общего пакета обязательных условий, которые компании необходимо соблюсти для того, чтобы ее ценные бумаги прошли листинг на фондовой бирже.
При этом суть требований к эмитенту ценных бумаг заключается не в обязательном соблюдении кодекса под угрозой исключения из биржевого котировального листа, а в обязанности публично извещать о причинах несоблюдения правил, рекомендуемых кодексом.
По этому поводу можно привести очень много примеров. Например, компании, чьи акции прошли листинг на Лондонской фондовой бирже, обязаны следовать Обобщенному кодексу корпоративного управления (Combined Code of Corporate Governance), который является частью правил процедуры листинга Лондонской фондовой биржи, либо объяснить, как они добились высокого качества корпоративного управления другими средствами.
В этой связи считаем, что и в нашей стране рекомендации Кодекса корпоративного управления должны быть обязательными для эмитентов, намеренных включить свои ценные бумаги в котировальный лист РФБ «Тошкент».
Тем самым листинг отечественной фондовой биржи должен стать инструментом поддержания эффективного корпоративного управления и, следовательно, сыграть важную роль в продвижении стандартов корпоративного управления.
По нашему мнению, для обеспечения тесной взаимосвязи между отечественным фондовым рынком и системой корпоративного управления в нашей стране необходимо реализовать следующие правовые и организационные мероприятия.
Во-первых, для разграничения акционерных обществ на те, акции которых продаются и не продаются, целесообразно в наше законодательство внести такое понятие как «публичное акционерное общество».
К сожалению, в отличие от законодательства западных стран и государств СНГ, понятие «публичное акционерное общество» не закреплено в законодательстве Узбекистана, тогда как это считается важным при определении того, акции каких акционерных обществ котируются и не котируются.
Поэтому требуется, в первую очередь путем внесения изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», на законодательном уровне закрепить и толковать понятие «публичное акционерное общество», а также установить основные особенности таких акционерных обществ.
Исходя из международного опыта, к основным особенностям публичных акционерных обществ можно отнести наличие у АО неограниченного числа акционеров, свободное обращение акций на рынке, отсутствие обязательства внесения в уставный капитал предприятия денежных средств при его государственной регистрации.
Во-вторых, необходимо включить в процедуру осуществления допуска ценных бумаг на биржевой листинг оценку системы корпоративного управления акционерного общества путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности».
Согласно ст. 15 данного закона, осуществление допуска ценных бумаг на биржевой листинг включает в себя такие процедуры, как рассмотрение заявления эмитента ценных бумаг о включении его ценных бумаг в биржевой котировальный лист; оценка финансового состояния эмитента ценных бумаг; оценка ликвидности ценных бумаг; включение ценных бумаг в биржевой котировальный лист и его доведение до членов биржи.
Включение в данный перечень процедуры оценки системы корпоративного управления эмитента будет способствовать созданию механизма реального взаимодействия фондового рынка и корпоративного управления.
В-третьих, следует внести соответствующие изменения и дополнения в правила листинга РФБ «Тошкент».
В частности, в «Положении о котировальном листе РФБ «Тошкент» предлагается в перечне требований, предъявленных к эмитентам, для включения их ценных бумаг в категории A, B, C (или хотя бы А) биржевого котировального листа внести требование о принятии эмитентом обязательства следовать рекомендациям Кодекса корпоративного управления.
Поскольку РФБ «Тошкент» не имеет собственного разработанного кодекса корпоративного управления для включения в требованиях листинга, как это делают зарубежные фондовые рынки, целесообразно, чтобы листинговые компании соблюдали именно требования Кодекса корпоративного управления, утвержденного правительственной комиссией.
Таким образом, будет установлен такой порядок, при котором соблюдение рекомендаций национального Кодекса корпоративного управления станет обязательным требованием для включения ценных бумаг акционерных обществ в биржевой котировальный лист фондовой биржи.
И, наконец, в перспективе РФБ «Тошкент» необходимо будет разработать и утвердить кодекс корпоративного управления для листинговых компаний, положения и рекомендательные нормы которого, с одной стороны, дополняли бы, и с другой стороны, не противоречили бы национальному Кодексу корпоративного управления.