Как налоговые реформы скажутся на производственных предприятиях, поставщиках услуг, почему переход на НДС будет выгоден не только для предпринимателей, но и потребителей, когда может быть принят новый Налоговый кодекс, какие сложности ожидают госорганы с вводом новой системы.

Эти и другие вопросы обсуждались в коворкинг-центре Ground Zerо на панельной дискуссии «Кому выгодна налоговая реформа в Узбекистане?», организованной «Лабораторией бизнеса».

В качестве спикеров были приглашены заместитель директора ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» при Национальном агентстве проектного управления Лилия Хисматова, первый заместитель председателя Государственного налогового комитета Бехзод Мусаев, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов, а также аудитор, партнер Yaran Consulting Евгения Сон.


Концепция реформирования налоговой системы была опубликована для обсуждения в конце марта. Эксперты не раз называли ее «революционной», а широкая общественность продолжает дискутировать по отдельным пунктам предлагаемых реформ.

На встрече в Ground Zero представитель Государственного налогового комитета (ГНК) сказал, что концепция реформирования налоговой системы разработана для того, чтобы создать для всех равные условия. В ее основу легла модель, которая функционирует во многих странах.

В частности, именно поэтому было принято решение перевести предпринимателей с уплаты единого налогового платежа (ЕНП) на налог добавленной стоимости (НДС). При этом чиновник признал, что бизнес «душит тяжелое налоговое бремя». Это приводит к тому, что многие предприятия вынуждены уходить в тень, неофициально нанимать сотрудников.

«Налоговое бремя не очень тяжелое по сравнению с другими странами. Поскольку страна находится на стадии развития, в первую очередь стоит вопрос, на каком уровне должна быть ставка обложения фонда оплаты труда, чтобы мы могли оказать содействие предпринимателю. Вносим предложение об отмене действующих налогов и внедрении единого налога на доходы физлиц. На первом этапе будут потери, потому что под каждую доходную статью бюджета уже расписаны расходы. Но их можно компенсировать, если нас поддержит бизнес-сообщество», — сказал Бехзод Мусаев.


Если Узбекистан останется на действующей системе налогообложения, страна и через 20 лет будет примерно на том же уровне развития, что и сейчас, считает чиновник. Разработчики концепции понимают, что внедрить все изменения разом не получится.

Даже если через пять лет страна полноценно перейдет на новую систему, это позволит правильно отражать ныне неучтенный доход предпринимателей в структуре валового внутреннего продукта, в доходах и расходах государственного бюджета. Налоговая система реформируется в комплексе с изменениями в таможенной и других сферах.

Главное — будут отменяться льготы, которые имели сугубо индивидуальный характер. Привилегии, которые предоставлялись отдельным предпринимателям, ломали рынок и конкуренцию, неправильно формировали рынок. Новый кодекс переведет всех на равные стартовые позиции.

ЕНП «наказывает» людей с маленькими доходами

Одной из главных тем для дискуссии в рамках обсуждения новой налоговой концепции стал переход от ЕНП на НДС. Предприятия, которые платили 5% единого налогового платежа, не хотят переходить на более сложную систему. К тому же ставка НДС выше — 12%.

Зафар Хашимов предложил посмотреть на эту проблему более масштабно. Он подробно на простом примере объяснил, почему система единого налогового платежа регрессивна и как она наказывает в основном финансово уязвимые слои населения. Подробнее об этом можно прочитать в блоге предпринимателя.

«Считается, что налоговая реформа должна помогать привлекать иностранные инвестиции. Если посмотреть в самую суть, налоги в стране должны поддерживать население, рядовых потребителей. Важно понимать, что налоги, хорошие или плохие, большие или маленькие, всегда в продукции передают дальше. В конце концов всю налоговую нагрузку несет потребитель: будь это налог на оборот, который всегда формирует себестоимость следующего звена, или налог, наложенный на труд», — говорит основатель сети супермаркетов.


При простом сравнительном расчете видно, что налоговая нагрузка, которая заложена в цене товара и падает бременем на плечи покупателей, при НДС снижается в два раза по сравнению с ЕНП.

Люди с меньшим доходам страдают от единого налогового платежа больше, чем те, кто получает более высокую зарплату. Ведь чем дороже продукт, тем выше наценка. А единый налоговый платеж взымается с оборота. Разумеется, удельный вес налогов в покупках падает.

«С принятием концепции у потребителя не только снижается налог на фонд оплаты труда, но каждый раз снижается груз налогов в каждой продукции или услуге. Математически, в результате реформ цены на потребительские товары должны упасть», — считает Зафар Хашимов.

Счет-фактуры, китайский опыт и меры контроля уплаты НДС

С принятием нового налогового кодекса самое тяжелое администрирование будет в розничной и оптовой торговле. По мнению представителя ГНК, производственные предприятия очень быстро перейдут на уплату НДС.

Там все-таки есть своя бухгалтерия, учет. Они смогут принимать на зачет НДС от предыдущего участника цепи. В дальнейшем товар переходит оптовым и розничным предприятиям, которые, возможно, не сразу поймут суть реформ.

«Нужно сказать откровенно, сегодня розница больше всего уклоняется от налогов. Когда есть уклонение, о какой цепочке НДС может идти речь? О каком сравнении предыдущего и действующего механизмов, когда предприниматели просто не платят налоги, не учитывают доходы, не показывают их, не инкассируют?», — сказал Бехзод Мусаев.

Как один из вариантов решения данной проблемы рассматривается возможность принятия от предпринимателей счет-фактур вне зависимости от того, где он купил товар.


К примеру, если мелкая розничная фирма не учитывает свой товар, ей не придется отчитываться и показывать сертификат к каждому продукту. Главное — продемонстрировать происхождение товара, его накладную.

Это должно помочь предпринимателям не скрывать выручку и получать от этого выгоду. Так, на них не будет разрываться цепочка НДС, а сами розничные фирмы смогут брать в зачет налоги.

«Прекрасный пример вывода розницы из тени есть у Китая. Они сделали сайт, где можно регистрировать чеки. Там нужно было вводить номер чека, на каком предприятии сделали покупку, сумму чека. Еженедельно разыгрывались большие призы, например, автомобиль. После этого все покупатели стали требовать чеки. Через 3−5 лет, когда уже прекратили проводить лотерею, люди продолжали брать чеки», — рассказал Зафар Хашимов.

Главная преграда — непонимание

Правительству предстоит провести масштабную разъяснительную работу, чтобы каждый предприниматель правильно понял и воспринял проводимые реформы. Эту задачу осложняет тот факт, что у 46% функционирующих предприятий-налогоплательщиков не предусмотрен главный бухгалтер.

«Если бухгалтер не предусмотрен, предприниматель не знает, как это всё учитывать. Он не понимают сути реформ. Ему кажется, что раньше он платил 5%, а теперь будет 12%. Если грамотно отнестись к вопросу, это не так», — сказал зампредседателя ГНК.

Есть вероятность, что все изменения войдут в действия со второго полугодия 2018 года. Государственный бюджет сформирован, ставки определены, и вносить изменения в середине года будет очень сложно, в первую очередь для учета, считают эксперты.

Пока семинары и обсуждения концепции проводятся только в столице. Бехзод Мусаев отметил необходимость создания команды, которая будет проводить разъяснительную работу не только в региональных центрах, но и в отдаленных районах.

«Практически 90% от общего числа плательщиков ЕНП составляют розничные и оптовые предприятия, которых мы относим к зоне риска. Их оборот в основном не превышает 1 млрд сумов, поэтому они могут работать по старой системе. Пока переведем более крупные предприятия к новому зачету», — сказал Мусаев.

Пока рано делать выводы

Узбекистан более 10 лет находится на упрощенной системе налогообложения. Большинство предпринимателей этим успешно пользуются. За это время выросло целое поколение предпринимателей и бухгалтеров, которые сейчас просто не умеют пользоваться общеустановленной системой, считает Евгения Сон.

«Сейчас неизвестна налогооблагаемая база. Для социальных платежей и подоходного налога она разная. Говорить о том, что сейчас однозначно предприятия выиграют — сложно. Когда мы будем точно знать, что будет облагаться налогом, а что нет, когда будем знать, на ком будут социальные выплаты, включая больничные, пособие по беременности и родам, тогда можно будет утверждать, что можно посчитать и однозначно сказать, выиграет или проиграет бизнес от реформ», — сказала аудитор.

Стоимость услуг населению повысится

При новой налоговой системе предприятия, оказывающие услуги конечному потребителю, должны будут либо повысить цены, либо начать меньше зарабатывать.

«В услугах В2 В все счета, которые компания выставит своему клиенту, он может принять в зачет. Мы предполагаем, что в услугах, которые оказываются населению, где высокая добавленная стоимость, возможно, повысится налоговое бремя. При этом делали сопоставительные расчеты, где добавленная стоимость составляет 50%, а фонд оплаты труда — около 25%. За счет того, что добавленная стоимость большая, но нагрузка на фонд снижается, в целом налоговое бремя сопоставимо с нынешним», — отметила Лилия Хисматова.


Исчезнут частные предприятия

Налогообложение не должно зависеть от организационно-правовой формы. Оно должно зависеть от масштаба бизнеса. А частное предприятие — такое же юридическое лицо, только оно имеет особые условия по налогообложению прибыли. Если убрать неравные условия, само существование ЧП теряет смысл. Частные предприятия смогут создаваться как общества с дополнительной ответственностью.

«Отмена критерия численности — один из факторов, который должен привести к выводу части экономики из тени. Многие предприниматели не нанимают сотрудников не потому, что не хотят платить зарплату в белую, они не хотят платить общеустановленные налоги. Есть огромные холдинги, у которых до 50% персонала не оформлены», — сказала Лилия Хисматова.

«Сегодня делить бизнес на малый исходя из количества сотрудников — неразумный подход. По всему миру бизнес относится к малому в зависимости от оборота. Соответственно, пойдем по пути, чтобы компании не боялись укрупняться, не дробились, вместо этого создавали крупные корпорации, холдинги», — сказал Бехзод Мусаев.

Порог в 1 млрд сумов для малых предприятий был установлен по нескольким причинам.

Во-первых, разработчики исходили из того, что малый бизнес это тот, который кормит одну семью.

Во-вторых, порог в 100 тыс. долларов рекомендовали поставить специалисты из Международного валютного фонда.

Также, исходя из международной практики, оборот меньше миллиарда не оправдывает расходы на администрирование. А сам порог будет привязан к минимальному размеру зарплаты.


В налоговую концепцию можно внести свою лепту

Представители ГНК и НАПУ отметили, что все предложения, поступающие от населения, учитываются. Свои предложения и комментарии по налоговой концепции можно направлять на электронные адреса госорганов — info@napm.uz и wer-net@umail.uz.

«В процессе работы мы формируем рабочие группы. Но понимаем, что не можем охватить всех экспертов, профессиональную среду. Если есть предложения, которые касаются механизмов расчета, определенных неудобств, направляйте их на наш адрес. Мы формируем общий свод, будет рассматривать предложения в процессе работы над налоговой реформой», — сказала Лилия Хисматова.

К примеру, в ходе обсуждения концепции в НАПУ поступало много предложений по поводу ставки налога на дивиденды. Предприниматели отмечают, что несправедливо устанавливать одинаковую ставку на доходы физлиц и дивиденды. Разработчики концепции эти предложения по снижению ставки обложения итоговой прибыли внесли в итоговую версию. Предлагается снизить налог хотя бы до 20%.

Участники дискуссии на встрече вносили свои предложения по улучшению концепции. В частности, исполнительный директор консалтингового бюро Smartgov.consulting Азиза Умарова предложила рассмотреть возможность не облагать налогом ту сумму, которую люди добровольно готовы давать на конкретные благотворительные цели.

«В Венгрии есть система, при которой налогоплательщик, скажем, из двух процентов один процент уплачивает государству. Он выбирает из списка общественных организаций на основе того, как они работают, что именно он хотел бы проспонсировать своим процентом налога. Сейчас предприятия платят со своей прибыли определенный налог некоторым общественным организациям. Как налогоплательщик хочу видеть не только помощь государственным организациям, но и общественным. У государства нет в сегодняшнем фискальном пространстве денег это делать самостоятельно. Но, создавая легитимные механизмы для налогоплательщиков делать это из своих налогов, мы поможем развиваться обществу», — сказала Азиза Умарова.

Ранее Spot писал, как представители разных сегментов бизнеса отреагировали на концепцию налоговой реформы.

О дате выхода ролика можно узнать на странице «Лаборатории Бизнеса» в Facebook.

«Лаборатория бизнеса» — проект, нацеленный на развитие бизнес-сообщества Узбекистана, представленный в январе 2016 года. Инициаторами являются Unique Present Media Holding, Ассоциация международного бизнеса и технологий (АМБиТ) и компания Afisha Media.