Отличник народного образования Узбекистана Мавлюда Салихова посвятила 18 лет преподаванию русского языка и литературы в школе, пять лет была cтаршим тренером международного образовательного проекта USAID, затем — редактором детского журнала.
Выйдя на пенсию, заинтересовалась приготовлением ореховой пасты. При поддержке родных закупила оборудование, и новое увлечение выросло в семейный бизнес — вести дела Мавлюде помогает сын Пулат. В интервью Spot они рассказали, как хобби привело к созданию производства.
Вышла на пенсию и нашла нишу для бизнеса
Мамы и бабушки любят баловать домочадцев вкусной и полезной едой. Вот и я, выйдя на пенсию, решила попробовать приготовить для внуков арахисовую пасту по рецепту из интернета. Получилось очень вкусно, внуки были в восторге, да что там, новое лакомство полюбило всё наше многочисленное семейство. Так я заинтересовалась темой ореховых паст.
Мавлюда Салихова. Фото из личного архива
К этому времени меня уже начал беспокоить весь «букет радостей» пенсионера — боли в суставах, повышенное давление. Изучая медицинские справочники, мы с мужем нашли информацию о целебных свойствах тахини — пасты из кунжута, которая могла бы помочь мне с моими недугами. Кунжутное масло широко применяется в восточной медицине для лечения различных заболеваний. Как оказалось, биоусвояемость кальция в кунжуте достигает 94% при употреблении его в виде пасты.
Готового продукта на рынке не было, и я решила, что буду делать пасту сама. Готовили всей семьей — сначала для себя, потом для друзей и знакомых, столкнувшихся с такими же проблемами со здоровьем. Постепенно круг стал расширяться, и мы решили купить оборудование, чтобы готовить пасту в больших объемах.
Благо у нас с мужем были небольшие накопления, которые мы планировали потратить на путешествия — одно из наших главных увлечений. Но мой супруг поставил во главу угла мое здоровье и хорошее самочувствие, а на путешествия у нас еще будет время.
Вложили порядка 10 млн сумов: купили небольшую мельницу и ручной дозатор, остальные этапы продолжали делать вручную.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Как оказалось, мощности оборудования сильно превышали наши ожидания, и мы стали подумывать, почему бы не начать массовое производство, раз оборудование уже есть. Вот так мы пришли к идее открыть цех.
Сейчас проекту идет уже третий год. Развивать его мне помогает сын Пулат.
«Я изучал автоматизированные системы обработки информации и управления в Казанском технологическом университете, окончил аспирантуру в Ташкенте, параллельно работал в Институте энергетики и автоматики, потом — в проекте ПРООН и Министерства экономики „Поддержка Узбекистана в переходе на путь низкоуглеродного развития национальной экономики“. Затем выиграл грант и уехал в Германию, где работал с ведущими институтами в сфере энергетики и окружающей среды. Пока был там, читал много бизнес-литературы, смотрел выступления бизнес-коучей. И в какой-то момент понял, что просиживаю жизнь в четырех стенах офиса вместо того, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал. Тогда я решил уйти в бизнес и вернулся в Ташкент», — Пулат Салихов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Самостоятельно изучали технологию и экспериментировали с рецептурой
Задумали производство, а сами в этом деле были как малые дети, так как среди нас не было экспертов и специалистов по производству.
Хорошим подспорьем оказались интернет и наша богатая семейная библиотека — плод еще одного нашего семейного увлечения, любви к книгам. Мы стали самостоятельно изучать технологии производства пасты, приобрели дополнительную специальную литературу.
«Первое время мама готовила пасту сама, а мы были у нее на подхвате. Мама экспериментировала: жарила орехи, добавляла мед, смешивала со специями, а вечерами мы всей семьей пробовали,обсуждали и голосовали за понравившиеся варианты. И на все это ушло около полугода. Орех — очень капризный продукт. Казалось бы, куда проще? Закинул в мельницу, перемолол, смешал с медом. Но нет. Нужно выбрать орехи с нужным показателем жирности, правильно продезинфицировать, очистить от шелухи, высушить, прожарить до необходимой кондиции», — Пулат Салихов.
Сейчас у нас в компании шесть сотрудников. Это молодые энтузиасты из числа наших друзей.
Есть выражение: «Дорогу осилит идущий». Мы все вместе разрабатывали свой способ приготовления. Продолжали изучать полезные свойства орехов, семян, специй. Это был творческий процесс, который собирал нас за одним столом.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Нас привлек лён как поставщик омега кислот и абсорбент токсинов. Решили добавить корицу, обладающую антиоксидантными свойствами и приятным ароматом, поэкспериментировали с кешью. В итоге получилась наша ореховая паста-микс. На основе нашего метода позже, при помощи специалистов, разрабатывалась технологическая карта, которую мы зарегистрировали.
Также добавляем в пасту мед. Вообще орехи и мед всегда были популярны и любимы у нас в стране и производятся в достаточных объемах, поэтому базировать на них производство, на мой взгляд, весьма эффективно.
Поначалу мед мы закупали на рынке, каждый раз у разных продавцов. В итоге каждый раз получалась разная по вкусу и консистенции паста. Поняли, что необходим постоянный поставщик. После долгих поисков познакомились с семьей потомственных пчеловодов Тимофеевых. Наши поиски идеального меда на этом завершились.
Мы вошли в совершенно незнакомую для себя сферу, но повсеместная поддержка и интерес к нашему продукту подкрепляли уверенность в том, что мы на правильном пути. К примеру, когда мы впервые выступили со своим продуктом на ежегодной выставке, проводимой хокимиятом Юнусабадского района, нашу пасту признали лучшим инновационным продуктом года и вручили соответствующий сертификат.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
От 100 до 5000 баночек в месяц
Мы начинали с производства 100−200 банок в месяц, сейчас производим уже чуть больше 1,5 тысяч банок ежемесячно. До конца года планируем довести этот показатель до 4−5 тысяч. Учитывая, что широкомасштабной рекламы нигде не было, была только реклама на страничке в Facebook, этот объем доказывает, насколько продукция интересна рынку.
Сейчас мы остановились на производстве четырех видов пасты: тахини, ореховый микс, арахисовая и миндальная. Миндальная паста появилась совсем недавно — три месяца назад и доступна в продаже в двух магазинах. Интерес к ней есть, но так как миндаль сам по себе дорогой продукт, запускать массовые поставки пока опасаемся.
Исходные продукты, которые мы используем, достаточно дорогие, но несмотря на рост цен на сырье, тару и аренду, мы цены не повышали. Это очень тяжело, но крайне важно в долгосрочной перспективе.
Ведь потребитель только привыкает к продукту и ни в коем случае его нельзя расстраивать повышением цены. Только в начале года мы совсем немного повысили цены: если раньше наша паста в среднем стоила 12 500 сумов, то сейчас — 13 000 сумов.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Новый продукт и сложности выхода на рынок
Наша продукция представлена в торговых сетях korzinka.uz (диетический отдел) и Мakro (отдел шоколадных паст), магазине здорового питания Kid’s Plate, супермаркетах Ipak Yo’li , и JL на Ц-1.
Выход на рынок с относительно новым продуктом имеет свои сложности. Поначалу продукция залеживалась на полках, продажи шли очень вяло. Срок хранения истекал, и непроданный товар возвращался обратно. Дело в том, что очень популярная в США и Европе арахисовая паста совсем не раскручена у нас. У нашего потребителя другая культура питания и людям нужно доказывать, что наша продукция хорошо впишется в их рацион.
Еще одна препона на пути к успеху — естественное отделение масла от пасты. На самом деле это один из основных показателей натуральности продукта и отсутствия в нем эмульгаторов и загустителей. Именно поэтому срок хранения — всего четыре месяца.
Но, к сожалению, увидев небольшое количество масла на поверхности пасты, некоторые наши потребители думают, что продукт некачественный или испорченный, и боятся его покупать. Поэтому мы постоянно ведем просветительскую работу в этом направлении, и уже многие стали понимать, что достаточно хорошенько перемешать пасту, чтобы она вернулась к исходному виду.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
За последние полгода возвратов из магазинов почти нет. Незначительные возвраты могут быть связаны с тем, что продукт затерялся на полке и потребитель его не нашел.
Нам часто звонят и пишут клиенты, чтобы узнать, когда паста снова будет доступна в том или ином магазине. Это говорит о том, что у нас появился постоянный потребитель, который внес нашу продукцию в свой список необходимых покупок. Такое общение напрямую позволяет получать отзывы и на их основе совершенствовать продукцию.
Экскурсия в цех и эковоспитание детей
Нам очень повезло, что помещение мы снимаем в Юнусабадской промзоне, недалеко от дома. Промзоны, закрепленные за другими районами, перенесены за черту города.
В наш цех часто приезжают учащиеся городских школ. Пулат проводит для них интерактивные экскурсии, рассказывает о пользе орехов, о здоровом питании, об экологии и даже проблемах глобального потепления.
Они знакомятся со всеми этапами производства и даже собственноручно готовят ореховую пасту. Дети слушают презентацию, смотрят мультики и проводят эксперименты.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, могу с уверенностью сказать, что лучший способ научить чему-то ребенка — это превратить обучение в увлекательный процесс.
Это касается и занятий по экологическому воспитанию, которые можно превратить в занимательную игру. А играя, дети получают важные знания и учатся ценить природу. И в этом могут и должны участвовать не только школьные учителя и родители, ведь за воспитание подрастающего поколения несет ответственность каждый из нас.