Гертруд Шренк (Gertrud Schrenk) — художница и веб-дизайнер из Германии. Любовь к узбекским узорам привела ее в Бухару, а любовь к натуральному кофе — к открытию первой в городе кофейни. О том, как развивался бизнес на протяжении шести лет, и о переезде на новое место она рассказала в интервью Spot.

В Бухаре не нашла ни одной кофейни

Я художница, в 1992 году окончила Майнцский университет имени Иоганна Гутенберга. Участвовала в выставках в Санкт-Петербурге и других городах.

В Германии у меня был сосед узбек, который, узнав, как я люблю восточные орнаменты и узоры, сказал, что в Узбекистане любой художник может написать подобное. Я стала искать информацию в интернете и нашла художника Асада Барноева, который согласился приехать на мою выставку и показать процесс создания узоров вживую. Восхитившись его талантом, я решила, что обязана поехать на его родину и изучить всё сама. Так в 2008 году я впервые приехала в Бухару.

Немцы очень любят кофе, мы не можем без него. Пробыв три недели в городе, я не нашла ни одной кофейни, где можно было бы выпить чашечку кофе и поднять себе настроение этим напитком. Все пили растворимый кофе в пакетиках.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

Были рестораны, а вот заведений, где можно просто посидеть, почитать, поговорить, не было. Меня это удивило. С такой проблемой столкнулись многие иностранцы, именно так я увидела нишу и решила открыть кофейню.

Три года я искала партнеров. В итоге им стал племянник моей подруги из Ташкента. Мы получили разрешение из хокимията и налоговой и начали работу: в 2011 году зарегистрировали ООО, а в 2012-м запустили кофейню.

Wishbone — это название моей компании веб-дизайна в Германии. Дословно — «косточка желаний», грудная кость птицы, которая считается символом удачи. Ее нужно сломать вдвоем с кем-то и загадать желание — если у тебя в руке останется более длинная часть косточки, желание сбудется. Это слово есть только в английском языке, и мне хотелось, чтобы туристы, загадавшие желание выпить хороший кофе в уютной атмосфере, могли осуществить его у нас.

Я написала много узоров, объединив традиционные орнаменты Бухары и рисунок wishbone. Я люблю связывать восток и запад. Один из мастеров Маргилана создал для меня черно-белую ткань, на которой совместил мои узоры с узбекскими. Этот рисунок я использовала в оформлении интерьера кофейни.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

Сложности и конкуренты

Для открытия ООО необходим был уставный фонд в размере около 2000 долларов. Оборудование, зерна и все остальные составляющие я привозила из Германии.

На этом этапе были проблемы с таможней — долго растамаживали оборудование. Наверное, тогда эта проблема была у всех.

Зато хокимият города очень помогал с размещением и оформлением необходимых документов. В целом процесс создания бизнеса в Узбекистане и Германии практически одинаков.

Пожалуй, главное отличие в ведении дел — в особенности коммуникаций. В Германии ты задаешь вопрос и получаешь четкий ответ. В Узбекистане ответ дают не сразу и прямо, могут долго ходить вокруг да около, раздумывать, взвешивать.

Сложности были с первым партнером по бизнесу, также было трудно работать и вести документацию без знания языка. Не хочу сейчас вспоминать прошлое, главное для меня — никогда не сдаваться и не бросать начатое дело. Если мне пришла в голову идея, я добиваюсь поставленной цели несмотря на трудности и преграды.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

Проблем с клиентами не было — городу и туристам нужен был кофе. Если в Германии и Европе ты идешь к клиенту и говоришь: «Пожалуйста, купите у меня», то в Бухаре в 2012 году туристы сами приходили к нам и говорили: «Дайте нам кофе». Рынок был пуст.

Появление новых кофеен в городе и конкуренция меня не пугают. Начинающие в этой сфере думают: «Зачем мне дорогие зерна, возьму подешевле. Разницы ведь нет». Но вместе со слабым сервисом это приводит к тому, что клиент уходит.

Ниша кофеен в Узбекистане еще не заполнена, возможностей много. В Ташкенте много кофеен, но, опять-таки, хороших заведений мало. Но кофейни с настоящим кофе в столице — такие же, как и в Европе, тот же сервис, то же качество.

Я планировала открыть кофейню в Самарканде, но мне пришлось бы ездить в два города. Пока к таким разъездам я не готова.

Продвижение бренда и смена локации

За две недели до начала сезона место, которое мы арендовали, было продано. Это было неожиданно, но мы быстро нашли новое и переехали.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

Нынешнее здание — торговый купол Тим Абдуллахана, строение XVI века с особым микроклиматом. Здесь в самые жаркие дни всегда прохладно. Территория больше, а значит, все наши гости смогут поместиться и насладиться ароматным кофе. Так что в итоге негативное событие привело к позитивным последствиям.

Интересно, что изначально мы планировали открывать кофейню именно здесь, но тогда из-за реставрационных работ пришлось отложить эту идею.

Прежнее наше место, на котором мы проработали шесть лет, я нашла совершенно случайно. Здание было в ужасном состоянии, буквально какой-то сарай. Люди с жалостью смотрели на меня, в их глазах читалось: «Бедная немка со своим оборудованием и кофе и без нормального места».

Я сделала в помещении капитальный ремонт, навела порядок и запустила кофейню. Первой группой были туристы из Турции. Гиды и гости города приходили выпить кофе и стали нашими постоянными клиентами.

Чтобы привлечь больше гостей, я писала письма турфирмам, рассказывала, что открываю свое заведение. Туроператоры и гиды знали, что их клиентам нужен кофе, и включали посещение кофейни в свои программы.


Интерьер кофейни на прежнем месте. Фото: facebook.com/Cafe.Wishbone.Bukhara

Кроме того, я устроила у себя немецкий уголок. Мы приглашали студентов с факультета немецкой филологии, а туристы могли пообщаться на своем родном языке не только с гидом, но и с молодежью города.

Местные жители поначалу не ходили в кофейни для общения, они привыкли пить чай. Но постепенно, путешествуя, люди увидели, что можно встречаться с друзьями не только в ресторанах за трапезой, но и за чашечкой кофе. Так ко мне стали приходить и бухарцы.

Я очень люблю своих гостей, мне нравится встречать их самой, общаться. Я даже научилась говорить на русском и немного на фарси, на котором говорят в Бухаре.

О сервисе и тонкостях процесса

Самое дорогое в моем бизнесе — зерна кофе. Качественное сырье всегда стоит дорого. Нельзя построить дом на долгие годы из дешевых и некачественных материалов. Так же и здесь — не будет того неповторимого аромата и вкуса кофе, если использовать дешевое сырье.

Если в этом году в Узбекистане вступит в силу предложение об отмене пошлин и акцизов на ввоз некоторых видов продуктов, в список которых входят и кофейные зерна, это позволит приобретать качество по разумным ценам, а значит, расширит возможности бизнеса.


Фото: Уткир Шарипов / Spot

В процессе обжарки кофе есть множество нюансов, к сожалению, нельзя просто посмотреть, как это делают в Европе и повторить технологию здесь. В Узбекистане есть производители, которые занимаются обжаркой зерен, и сотрудничество с ними удешевило бы процесс, но я предпочитаю использовать зерна Molinari, с которыми работаю с самого начала. Они дорогие, но экономить на качестве нельзя.

Одна из главных составляющих бизнеса — сотрудники. Сложно найти людей, с которыми ты сможешь работать и развивать дело. Необходимо обучать их сервису, чтобы весь процесс работал как часы.

У нас три сотрудника, которые работают весь год. В сезон берем помощников — пара студентов приходит после учебы. Для них это хорошая языковая практика.

О прибыли и деле для души

Мой бизнес зависит от сезонности, поэтому не могу сказать, что он высокомаржинален. Из-за короткого туристического сезона, который длится только четыре месяца (апрель-май и сентябрь-октябрь), кофейня до сих пор работает только на самоокупаемость. Сейчас, с увеличением потока туристов в Узбекистан и развитием внутреннего туризма, мы надеемся выйти на прибыль.


Вечер в кофейне на прежнем месте. Фото: facebook.com/Cafe.Wishbone.Bukhara

Наплывы посетителей мы ощущаем только на подъемах туристического сезона, а налоги, заработная плата сотрудникам и коммунальные платежи — регулярная статья расходов. Но мы работаем в круглогодичном режиме, чтобы не потерять клиентов, которые приезжают в Бухару в течение года.

Я прилетаю два раза в год, в высокий сезон — контролировать процесс и следить за качеством. Всё остальное время нахожусь в Германии, где работаю веб-дизайнером и веду внеклассные занятия для школьников.

Многие люди, не получая быструю прибыль, бросают бизнес. Но нужно иметь терпение и работать дальше. Сейчас Wishbone — это уже известный бренд. Прибыль будет, я в этом уверена. Просто нужно много работать и идти вперед. Главное — делать от души, тогда и будет развитие.

Кофейня — это мое хобби и работа для души. Деньги — не самое главное в жизни. В Wishbone приходят очень интересные люди со всего мира — художники, писатели, бизнесмены. Каждый из них — уникальная личность, общение с ними доставляет мне большое удовольствие. Их объединяют любовь к настоящему кофе и восхищение Бухарой. Для меня это самое важное.