Мининноваций разработало новую модель послевузовского образования Узбекистана. Проект постановления опубликован на сайте обсуждения нормативно-правовых актов.
В документе отмечается, что сейчас в Узбекистане совершенствуется послевузовское образование, в частности, с 1 июля 2017 года страна перешла на двухуровневую систему, предусматривающей защиту диссертации и присуждение ученой степени доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc).
Вместе с тем, в сфере сохраняется ряд системных проблем и недостатков, которые мешают развитию.
Имеющиеся проблемы
- разрозненность процессов приводит к тому, что наблюдаются сложности в координации и эффективности работы всего института послевузовского образования и нет четкого определения сферы ответственности уполномоченных органов и организаций;
- несоответствие действующих требований международным стандартам мешает обеспечить широкое признание достижений отечественной науки и ее интеграцию в мировое научное сообщество;
- ограниченная самостоятельность учреждений в организации подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации приводит к снижению их инициативы и ответственности;
- система послевузовского образования не учитывает в полной мере потребности современного высокотехнологичного производственного сектора экономики;
- на неудовлетворительном уровне находится сотрудничество с ведущими зарубежными научными учреждениями, обладающими передовым опытом и потенциалом в решении актуальных проблем развития науки.
Структурные изменения
Решить эти проблемы предлагается:
- упразднением с 1 июня 2018 года Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров и организации с 1 января 2019 года системы послевузовского образования, основанной на принципах саморегулирования и самостоятельности учреждений.
- внедрении инновационной, индустриально-ориентированной формы обучения PhD, предусматривающей подготовку научных кадров высшей квалификации для удовлетворения потребностей современного высокотехнологичного производственного сектора экономики;
- внедрении практики совместной подготовки отечественными и зарубежными высшими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями кадров высшей квалификации с выдачей соответствующих дипломов Республики Узбекистан (double degree);
- установлении требования об обязательном опубликовании в интернете текстов защищенных диссертационных работ на соискание PhD и DSc для публичного ознакомления.
Больше самостоятельности учебным и научным заведениям
Ведомство предлагает предоставить учреждением право:
- самостоятельно присуждать PhD, DSc и ученых званий.
- создавать постоянно действующие Советы по послевузовскому образованию для организации подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также присуждения ученых степеней и званий с выдачей дипломов (аттестации);
- привлекать к работе Советов ведущих ученых, в том числе из числа иностранных, соответствующих требованиям, предъявляемым к членам Советов.
Новый порядок присуждения степеней с 1 января 2019 года
- прием и обучение в базовой докторантуре, докторантуре и самостоятельном соискательстве, а также присвоение ученых степеней и званий осуществляется в соответствии с новыми требованиями;
- допуск к защите диссертационной работы на присвоение PhD осуществляется при условии опубликования результатов исследования в реферируемом и цитируемом международном научном издании, DSc — в международном научном издании, имеющем международный индекс научного цитирования и ненулевой импакт-фактор;
- прием в базовую докторантуру, докторантуру и самостоятельное соискательство осуществляется при условии знания иностранного языка, подтвержденного соответствующим сертификатом (не менее В2 по CEFR);
- лица, имеющие PhD или иную приравненную ученую степень, самостоятельно подготовившие диссертации на соискание DSc, а также выполнившие все установленные требования для получения данной ученой степени, вправе представлять диссертационную работу в Совет без обучения в докторантуре или самостоятельном соискательстве;
- лица, ранее прошедшие обучение в аспирантуре, институте старших научных сотрудников — соискателей, самостоятельных соискателей и подготовивших диссертации на соискание PhD вправе представлять диссертационные работы в Совет с целью их рассмотрения и присуждения соответствующей ученой степени;
- руководство и мониторинг деятельности лиц, обучающихся в базовой докторантуре, докторантуре и самостоятельном соискательстве, осуществляется специальными руководящими комитетами, формируемыми
для каждого соискателя на весь период обучения из числа ведущих ученых по соответствующим специальностям и представителя Совета; - с целью публичной защиты диссертационной работы Советом создается экспертная комиссия из числа ведущих ученых по соответствующим специальностям, отвечающих требованиям к членам таких комиссий.
Министерство отмечает, что действующие научные советы по присуждению PhD и DSc смогут действовать до 1 января 2019 года.
Там же предлагается установить, что до 1 января 2019 года утверждение PhD, DSc и ученых званий, а также выдача соответствующих дипломов и аттестаций осуществляется Министерством инноваций.
Документ доступен для обсуждения и комментирования до 31 мая.