Госкомконкуренции разработал проект постановления «О мерах по упорядочению деятельности в области наружной рекламы». Документ опубликован на портале обсуждения нормативно-правовых актов.
В проекте отмечается, что в стране принимаются масштабные меры по улучшению внешнего облика городов, районов и сельских населенных пунктов, обеспечению рационального размещения объектов социально-культурного и производственного назначения.
При этом, отмечает ведомство, есть отдельные проблемы, которые негативно сказываются на формировании современного архитектурного облика населенных пунктов республики.
Имеющиеся основные проблемы
- нет четких и прозрачных требований к выбору и предоставлению мест для наружной реклам и внешнему виду рекламных конструкций. Это приводит к тому, что не соблюдаются градостроительные нормы и правила пожарной безопасности и ухудшению внешнего облика;
- нет правового регулирования рекламы на фасадах и внешних сторонах зданий, включая тех, в которых расположены органы государственной власти, культурно-исторические, религиозные и природоохранные объекты. Это приводит к тому, что сложно контролировать процессы.
- нет четкого разграничения функций государственных органов, ответственных за соблюдения требований к размещению объектов наружной рекламы, ее содержанию и внешнему виду. Это приводит к тому, что непонятно, кто несет ответственность.
- нет единой политики ценообразования в области наружной рекламы. Это приводит к тому, что невозможно внедрить эффективные механизмы стимулирования развития рынка рекламы, особенно в отдаленных регионах, а также обеспечить поступление дополнительных денежных средств в местные бюджеты.
- нет эффективных механизмов общественного контроля размещения рекламы, ее содержания требованиям законодательства, нормам морали и нравственности.
Как это предлагается исправить
- назначить Министерство строительство ответственным за соблюдением градостроительных норм при сооружении рекламных конструкций, а Госкомконкуренции — ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, ее содержанию и порядку размещения, статистики.
- перенести процесс предоставления для сооружения объектов наружной рекламы на земельных участках на основе электронных аукционов на платформе E-ijro Auksion.
- обязать хокимияты городов и районов, совместно с комитетом, составлять списки земельных участков, которые предоставляются для сооружения рекламных конструкций, карту с их размещением и публикацией на своих сайтах.
- размещать наружную рекламу с учетом архитектурного облика районов и городов, ввести дифференцированный сбор за право размещать рекламу в зависимости от региона.
- дать органам госуправления право предоставлять свои задания для размещения рекламы на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) с выделением для социальной рекламы не менее 20% места.
- рассчитывать минимальный объем времени размещения социальной рекламы по каждому объекту.
Свободные от рекламы зоны
Там же предлагается ввести в городах и районах «свободных от рекламы зон» возле органов госвласти, культурно-исторических, религиозных и природоохранных объектов. Реклама тут может размещаться только на условиях ГЧП с инвесторами, получившими право на сооружение объектов наружной рекламы по результатам электронных аукционов и взявшими на себя обязательства по содействию в развитии инфраструктуры в данных зонах. Это правило не распространяется на социальную рекламу.
Помимо этого предлагается ликвидировать ГУП «Ташкент реклама сервис» и открыть филиал творческого объединения «Тасвирий ойина» в Ташкенте.
Куда пойдут деньги от сбора
В Ташкенте 75% средств от сборов за право размещения наружной рекламы направляются в бюджет города, 20% — «Тасвирий ойина», 5% — ГУП «Ижара маркази» Госкомконкуренции.
В других местах 55% в местные бюджеты, 40% — филиалы «Тасвирий ойина», 5% — ГУП «Ижара маркази» Госкомконкуренции.
В течение месяца предлагается внести проект закона, который установит административную ответственность за незаконное размещение объектов наружной рекламы.
Документ доступен для обсуждения и комментирования до 31 мая.