Министерство финансов подготовило концепцию совершенствования системы государственных финансов. Документ опубликован на портале обсуждения нормативно-правовых актов.
В концепции говорится, что действующая система государственных финансов не отвечает современным требованиям и не позволяет осуществлять объективную и достоверную оценку проводимой бюджетной политики, бюджетных расходов в увязке с принятыми на среднесрочный период Государственными программами, слабо внедряется международно признанные методы бюджетного планирования.
Имеющиеся проблемы
Отсутствует взаимосвязь бюджетных ассигнований с программами развития, бюджетные средства предоставляются на основе индексации бюджетных ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий.
Действующая система планирования бюджета ориентирована на сбалансированное исполнение годового бюджета. Однако, в плане обеспечения макроэкономической стабильности, реализации программ развития экономики и социальной сферы, предсказуемости фискальной политики, потенциал годового планирования сильно ограничен. Распорядители и получатели бюджетных средств не могут прогнозировать свои перспективные планы за пределами планируемого года.
При годовом планировании фискальная дисциплина возможна в смысле достижения результатов близких к плановым. Однако, выгоды от такой фискальной дисциплины ограничены годовым сроком. Можно соблюсти плановый годовой бюджет в части доходов и расходов, но в итоге в среднесрочном периоде столкнуться с дефицитом. Это связано с отсутствием среднесрочных макроэкономических прогнозов и их оценки влияния на бюджетные поступления.
В бюджетном планировании слабой остается увязка текущего бюджета с Государственными программами развития. Реализуемые в рамках данных программ проекты (строительство новых мощностей, обеспечение оборудованием действующих объектов) после ввода в действие требуют расходов на их текущее содержание. Однако, при годовом планировании бюджета, не исключены случаи, когда, ввод в действие новых объектов не согласован с прогнозом бюджета, то есть в нем не учитываются расходы на их текущее содержание.
Ограничены полномочия и, следовательно, ответственность распорядителей бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета. Управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей, что не дает четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критерии оценки реализуемых программ министерств и ведомств — распорядителей бюджетных средств.
Преобладает внешний контроль за соответствием кассовых расходов к плановым показателям, при отсутствии процедур и методологии внутреннего аудита за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.
Бюджетное планирование не стало действенным инструментом макроэкономического регулирования, из-за сильной фрагментации системы государственных финансов.
Внебюджетные фонды 36 министерств и ведомств, сумма поступлений которых составляет около 1,5% к ВВП, а также социально-инфраструктурные проекты, финансируемые за счет средств международных финансовых институтов в объеме расчетно 2% к ВВП, не отражаются в консолидированном Государственном бюджете.
Существующие механизмы формирования Государственного бюджета не позволяют охватывать все проблемные вопросы регионального развития.
Из Государственного бюджета на протяжении многих лет не выделялось достаточных средств на улучшение инженерно-коммуникационной инфраструктуры сельских районов, в том числе обеспечение их питьевой водой и строительством сельских дорог, что повлияло на уровень жизни населения, проживающего в труднодоступных
и отдаленных местностях.
Из-за чрезмерной централизации планирования бюджета не наблюдается чувство персональной ответственности местных органов власти за реализацию проектов по социально-экономического развитию регионов, принимаются решения по расходным обязательствам без учета возможностей их финансирования.
До сих пор на недостаточном уровне подотчетность руководителей органов исполнительной власти на местах перед населением и Кенгашами народных депутатов в сфере формирования и исполнения местных бюджетов.
Органы государственной власти на местах слабо заинтересованы в повышении финансовой самостоятельности путем расширения налогового потенциала за счет содействия развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения, а также не принимают активного участия в планировании и оптимизации расходов.
Не внедрены инновационные механизмы и подходы в процесс формирования, планирования и исполнения государственного бюджета, в обеспечении прозрачности бюджетного процесса.
Несмотря на развитие технологической инфраструктуры, неполная автоматизация бюджетного процесса влечет за собой неудобства и излишние затраты времени и ресурсов.
Отсутствие рынка государственных ценных бумаг, его инфраструктуры и других современных инструментов не позволяет мобилизовать неифляционные источники покрытия дефицита государственного бюджета и финансировать целевые государственные программы;
Действующая пенсионная система не обеспечивает максимально благоприятные условия для социальной защиты граждан в старости, порядок определения размера пенсии не стимулирует граждан на уплату страховых взносов, ослаблена связь между размером пенсии и трудовым вкладом работника, увеличивается нагрузка по пенсионным выплатам, отсутствует четкое распределение ответственности по внесению обязательных взносов в Пенсионный фонд между работодателем и работником.
Это предлагается решить кардинальным пересмотром бюджетной системы.
Внедрить среднесрочное бюджетное планирование
Внедрение, начиная с проекта Государственного бюджета на 2019 — 2021 годы, среднесрочного бюджетного планирования, предусматривающее утверждение годового бюджета на следующий год и бюджетных основ на последующие 2 года.
Поэтапная переориентация бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Расширение самостоятельности участников бюджетного процесса, в частности расширение полномочий министерств — распорядителей бюджетных средств по формированию бюджета и переориентации с «освоения» ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований на достижение конкретных и измеримых результатов.
Полная автоматизацию процесса составления и представления бюджетного запроса, смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций и внедрение принципов оценки эффективности бюджетных расходов на инвестиции на основе «Оценки управления государственными инвестициями» (Public investment management assessment).
Ликвидировать малоэффективные фонды
Ликвидация Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель, Республиканского дорожного фонда, внебюджетного Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений и других малоэффективных фондов с планированием и осуществлением расходов ликвидируемых фондов за счет средств Государственного бюджета путем внедрения программно-целевых методов финансирования инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Включение в консолидированный бюджет доходов и расходов внебюджетных фондов министерств и ведомств, а также социально-инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.
Распределять налог на доходы физических лиц между республиканским и местным бюджетами в равной доле
Закрепление в полном объеме за местными бюджетами поступлений налога на прибыль юридических лиц, единого налогового платежа и других поступлений.
Распределение между республиканским бюджетом и местными бюджетами в равных долях налога на доходы физических лиц.
Передача из республиканского бюджета Республики Узбекистан в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента отдельные расходные полномочия (финансирование школ, театров и так далее).
Введение порядка осуществления расходов местных бюджетов, на основе утвержденных местными Кенгашами народных депутатов среднесрочных программ развития регионов, обеспеченных конкретными источниками финансирования.
Предоставление права местным органам власти размещать на депозиты коммерческих банков свободные средства от дополнительных источников местных бюджетов и организацию лотерей.
Сделать бюджетную политику прозрачной и активнее вовлекать в нее граждан
Активное вовлечение граждан в процесс формирования Государственного бюджета страны путем обеспечения прозрачности бюджетного процесса, и внедрения «партисипаторного бюджетирования (participatory budgeting)».
Внедрение в практику подготовки «Бюджета для граждан» начиная с проекта Государственного бюджета и Концепции совершенствования налогово-бюджетной политики на 2019 — 2021 годы.
Гармонизации бюджетного учета с международными стандартами финансовой отчетности в государственном секторе (IPSAS) в целях повышение прозрачности, достоверности, надежности и доступности для всех пользователей.
Разработка Стратегии по управлению государственных финансов на среднесрочный период по итогам проведения в 2018 году оценки по системе PEFA (Государственные расходы и финансовая подотчетность) и PIMA Всемирного банка и других международных финансовых институтов и доноров.
Публикация статистики государственных финансов в соответствии с требованиями общей системы распространения данных Международного валютного фонда и присоединение до конца 2019 года Узбекистана к рейтинговой системе «Индекс открытости бюджета» Международного бюджетного партнерства.
Помимо этого, предусмотрено реформирование казначейского исполнения Государственного бюджета, системы государственного пенсионного обеспечения, рынка государственных ценных бумаг и рынка страховых услуг.
Подробнее с проектом можно ознакомиться на сайте. Документ доступен для обсуждения и комментирования до 15 мая.