Когда у компании есть производство упаковки для консервирования и чайхана, кажется логичным объединить эти направления и создать новый продукт.
О том, как разрабатывали и запускали производство консервированного плова, Spot рассказал директор Oshpaz.uz Хикмат Абдуллаев.
Идея родилась в чайхане
Начиналось всё с запуска производства жестяных банок для консервирования пищевых продуктов в 2010 году. Учредители компании привезли оборудование из Турции, но столкнулись с проблемами на этапе запуска и внедрения. Искали человека, который сможет наладить процессы, и пригласили меня возглавить предприятие. У меня был опыт работы главным инженером, плюс опыт ведения собственного бизнеса.
Дело пошло хорошо, понемногу стали расширяться: параллельно начали выпускать сушеное тесто для бешбармака, планируем добавить в ассортимент и остальные ингредиенты для него — казы, мясо, картофель, морковь. Хозяйкам останется только переложить компоненты в казан и отварить.
Идея производить консервированный плов возникла у одного из наших учредителей, владельца чайханы. Он, большой любитель плова, часто ездит за границу, где ему очень не хватает нашего главного национального блюда. Да и здесь, в Ташкенте, не всегда можно найти горячий свежий плов.
Фото: Oshpaz.uz
Мы подумали, что будет интересно попробовать продлить срок годности настоящего плова и предложить такой продукт в том числе потребителям за границей — нашим соотечественникам за рубежом и тем, кто вообще никогда не пробовал плов.
«Мы были первооткрывателями»
Консервированный плов выпускают в России, но он совсем не похож на наш.
Мы готовим ташкентский туй оши — так называемый свадебный плов, который многие узбекистанцы привыкли есть на праздниках. Выбрали именно его рецептуру, потому что изначально ориентировались на Ташкент, и этот вкус близок нашим потребителям.
Когда разрабатывали продукт, поставили задачу сохранить вкусовые качества плова и аппетитный внешний вид.
Одна из основных проблем заключалась в том, что в Узбекистане никто до нас этим не занимался. Мы были первооткрывателями. Продумывали процесс с нуля, методом проб и ошибок.
Внедрение новых идей в производство — всегда процесс трудоемкий и требует много времени. Нужно подготовить технологическую документацию, создать тестовые образцы — то есть убедиться, что идея жизнеспособна.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
«Узстандарт» и СЭС должны проверить тестовые образцы, посмотреть, соответствуют ли они технологическим документам. Если решение положительное, выдают сертификат и разрешение. На все эти дела у нас ушел год, и в 2016-м мы наконец смогли приступить к производству.
Ноу-хау и первые 50 тысяч баночек
На старте вложили около 50 тысяч долларов: поставили дорогой котел, восемь казанов, каждый на 100 кг продукта, столы, оборудование для закатки и другую технику.
Сначала ошпазы готовят плов — всё традиционно, вручную, только в очень больших объемах. Затем готовое блюдо отправляется на консервирование. Для этого мы используем технологию пастеризации плюс собственное ноу-хау, поэтому подробностей рассказать, к сожалению, не могу.
Первая партия составила 50 тысяч банок — мы решили, что нам сразу нужен большой объем. Потом уже стали ориентироваться на спрос на рынке: сколько заказывают, столько и выпускаем. В этом году, по нашим расчетам, уже выходим на прибыль.
Фото: Oshpaz.uz
На производстве работает 21 человек, но когда готовим большую партию, нанимаем еще 8 сотрудников.
В линейке уже девять наименований ташкентского плова — с разными видами мяса и добавками (курага, изюм, чернослив). Порции выпускаем по 330 и 670 граммов, но если будут заказы на банки побольше — сделаем. Тару, естественно, используем собственного производства, обе линии находятся на нашем предприятии в Сергелийской промышленной зоне.
Узбекский плов за границей: рынки сбыта
Основный рынок сбыта в Узбекистане — Ташкент, как мы и предполагали. В регионах тоже продаем, но в небольших объемах — то, что реализуем на оптовом рынке «Урикзар».
В столице распространяем продукцию в торговых сетях korzinka.uz и Makro. В той самой чайхане, где родилась идея, тоже можно попробовать наш консервированный плов наряду с классическим. Все три проекта: чайхану, производство жестяных банок и плова в консервах мы объединили под брендом Oshpaz.uz.
Некоторые организации покупают плов в консервах для работников, которые выезжают в экспедиции. Его удобно хранить, при желании можно разогреть на огне в полевых условиях, как тушенку. По этой же причине хотим предложить наш продукт армии в качестве элемента индивидуального рациона питания, то есть сухого пайка.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Масштабных рекламных акций мы не проводили. Есть специалисты по рекламе и продвижению в социальных сетях, они работают на аутсорсе.
Также посещаем выставки — через три месяца после начала поставок, например, побывали в России и Казахстане. Показывали свой продукт, проводили дегустации: согревали плов в микроволновках и предлагали посетителям попробовать.
Для большинства россиян плов — это немного вязкая каша типа шавли. Поэтому поначалу они угощались с неохотой. Но, распробовав, от души хвалили. Приятно, что и наши искушенные потребители, для которых вкус свежеприготовленного плова привычен, довольны продукцией.
Активно работаем над расширением экспорта. У нас уже есть партнеры в Германии, России, Украине, Казахстане, Туркменистане и Кыргызстане. В Германию отправляем плов с курагой и изюмом без мяса, так как по таможенным правилам Евросоюза ввоз мясной продукции запрещен.
Ведем переговоры с посредниками насчет поставок в Грецию. По договору мы предоставим им производственные мощности, они будут поставлять наш плов от своего имени. Также прорабатываем вопрос экспорта в Южную Корею и США.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Нам предлагали запустить производство в разных странах СНГ, но мы пока не заинтересованы в этом. Открывать производство в другой стране — значит всё начинать с нуля, налаживать и контролировать процессы, ехать со своими поварами, обучать сотрудников. Пока это не для нас.
Конкуренция и расширение производства
На рынке Узбекистана появлялся консервированный плов российского производства, но он не снискал популярности, и продажи быстро свернули.
Конкуренция в нише достаточно жесткая: две местные компании с аналогичным производством обанкротились. Есть еще несколько фирм, которые выводят на рынок новый вид плова — самаркандский.
Мы за здоровую конкуренцию, но были и неприятные моменты: сталкивались с тем, что нашу техническую документацию копировали, причем полностью, без изменений, вплоть до наших опечаток. Это странная ситуация для нас — подобная информация должна быть конфиденциальной.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Однако мы понимаем, что развитие любого производства — это непросто, и всегда нужно двигаться вперед и продолжать работать. Конечно, будем расти и расширять ассортимент. Вряд ли будем запускать новые вида плова, скорее, попробуем ввести линейку других национальных блюд, но процесс этот не быстрый.
Работаем и над другими направлениями: хотим начать выпускать банки для напитков и спреев. Для этого взяли кредит на 950 тысяч долларов и заказали сборочную линию в Китае.
Главный урок, который я вынес из опыта ведения собственного дела: в бизнесе ты должен быть всегда в поиске новых возможностей и решений. Именно этот подход помогает нам в продвижении новых продуктов на рынке.