В Ташкенте прошла бесплатная лекция Фёдора Овчинникова, организованная школой бизнеса Alpha Education и компанией Restorica Group. Spot собрал всё самое интересное со встречи.
От подвального помещения до международной сети пиццерий
Семь лет назад я был полуразорившимся предпринимателем в Сыктывкаре, у меня не было своего капитала, вдобавок были долги. Мой первый бизнес-проект связан с продажей книг.
Когда он «накрылся», в 2011 году я поехал в McDonald’s в Санкт-Петербурге, чтобы изнутри понять, как работает бизнес на массовом общественном питании — бизнес системный, международный, который успешен уже на протяжении нескольких десятилетий.
После этого вернулся в Сыктывкар и открыл свою пиццерию. Это было тесное подвальное помещение. Я вложил в эту пиццерию 1,5 млн рублей — у меня не было своих денег, 300 тысяч рублей снял с кредитной карты, еще 1,2 млн составили средства инвесторов, которые удалось привлечь. Так появилась первая «Додо Пицца».
Сегодня мы — международная сеть с 329 пиццериями. Основной рынок для нас Россия, второй по величине рынок — Казахстан (там 20 пиццерий), к концу года планируем увеличить это число. Третий рынок — Румыния, где у нас четыре пиццерии.
Два года назад мы стали первой пиццерией по объему выручки и вышли на самый крупный и самый конкурентный рынок — США. В среднем американское домохозяйство заказывает пиццу дважды в неделю, есть и те, кто и по пять раз заказывает — это огромный рынок.
Мы запустились в городе Оксфорд, в штате Миссисипи. Это то же самое, если бы американская компания решила выйти на российский рынок и открылась бы где-нибудь в Якутске или Махачкале. Такова наша стратегия — сначала мы открываемся в небольшом городе, учимся собирать команду, изучаем рынок и только потом выходим в более крупные города.
В тот же 2016 год мы открылись в Китае, сначала в небольшом городе в провинции Шаньдун с населением 6,5 млн человек, позже в Ханчжоу с населением около 25 млн человек, где находится штаб-квартира Alibaba.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
В конце прошлого года открылись в Брайтоне (Великобритания). То, что мы являемся одной из самых быстро растущих ресторанных сетей в мире — объективный факт. Если говорить о пицце, то, наверное, самая быстрорастущая сеть пиццерий. В прошлом году выручка достигла 6 млрд рублей, в этом году планируем поднять до 10−11 млрд рублей.
Возникает справедливый вопрос: «Как это возможно?». Да, рынок большой, у конкурентов больше ресурсов, она уже довольно давно работают в России: Domino’s на рынке уже 20 лет, Papa Johns — 18, и при этом вряд ли им теперь удастся нас обогнать.
Как технологии помогают строить оффлайн-бизнес
В далеком 2006 году я завел интернет-дневник, в котором делился состоянием своего текущего бизнес-проекта и всеми своими планами на перспективу. В то время мало кто говорил так открыто о бизнесе — это сейчас модно вести всякие блоги и делиться мыслями.
Для меня блог «Сила ума» был инструментом самодисциплины и сжигания мостов, потому что когда решаешься на что-то и пишешь об этом в блоге, то не остается возможности свернуть назад — чувствуешь ответственность перед читателями.
Кроме того, в блоге я публиковал информацию по выручке и в какой-то момент понял, что на пиццерии я стал зарабатывать больше среднего топ-менеджера в банке в своем городе. Мне стали писать разные люди с предложениями партнерства, потому что мы появились в нужное время в нужном месте — было много желающих начать свой бизнес.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
С тех пор мы многое в бизнесе делаем по-другому. Строим бизнес на партнерстве и открытости, что касается технологий, то ничего нового не изобретаем. Наша цель — не изобрести велосипед, а сделать его лучше.
Возьмем тот же McDonald’s. Что он создал? По сути, ничего нового, но совершил революцию в общественном питании. Братья Макдональд совместили две существовавшие технологии — ресторан и конвейерную систему производства.
Они хотели производить бургеры так, как собирают на фабрике машины. Они решили стандартизировать процесс производства, оптимизировать всё, чтобы бургер мог воспроизвести любой человек.
Это дало возможность производить продукт быстро и недорого за счет роста производительности. До них создание бургеров было неким хэндкрафтом, ремесленным производством, над которым трудились повара.
Далее они стали тиражировать свою модель с помощью франчайзинга, который позволяет использовать энергию и ресурсы большого числа предпринимателей.
Мы же совмещаем ресторанный бизнес с преимуществами, которые дает нам сегодня интернет. Интернет меняет мир и дает возможность любому человеку создать бизнес-продукт и найти потребителей по всему миру.
К примеру, Джек Ма, создатель Alibaba, благодаря своей онлайн-площадке позволил маленьким производителям из китайских провинций возможность подключаться к системе и продавать продукт в любой точке мира.
Мы не интернет-компания, предлагающая технологический продукт, но и от ресторанного бизнеса наш проект немного отдален. Правильно будет назвать нас компанией на стыке ресторанного и технологического рынков.
Благодаря этому маленькая региональная компания получила возможность масштабирования. Наша информационная система «Додо ИС» позволяет держать руку на пульсе и всегда быть в курсе того, как идут процессы в каждой пиццерии.
Умная пиццерия по аналогии умного дома
Мы создаем умную пиццерию по аналогии умного дома. «Додо ИС» позволяет эффективно управлять пиццерией и большим количеством торговых точек, исключая человеческий фактор, дает возможность увеличивать эффективность всей сети.
Информационная система объединяет управляющий офис со всеми торговыми точками и позволяет управлять всеми процессами более эффективно и прозрачно.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
Приведу аналогию с телефоном. Представьте, что ваш телефон собирают не на фабрике в Китае, а прямо в магазине. Вы просите продавца собрать вам iPhone, и продавец должен за 15 минут собрать вам телефон как на презентации. Надеюсь, вы понимаете, насколько высоки риски того, что он соберет вам его криво и сделает хоть что-то да не так?
Как минимум он может собрать устройство не за 15 минут, а за полчаса. И теперь представьте, что у Apple таких торговых точек тысячи, и что творится с продуктом в каждой из них. Теперь вместо телефона представьте пиццу. Наша цель — обеспечивать стандарты качества в каждой пиццерии.
У нашей ИС два главных отличия. Первое мы называем совмещение компетенций — мы производим систему сами, у нас 60 разработчиков, мы уже инвестировали сотни миллионов рублей в создание своего софта.
Это совмещение компетенций позволяет гораздо глубже понимать бизнес и разработать более совершенный продукт. Когда ресторатор приходит к айтишнику и просит автоматизировать процессы, айтишник будет работать с имеющимися процессами, а когда наши инженеры-разработчики приходят на кухню, они могут поменять какие-то процессы на самой кухне. Такой подход открывает новые возможности.
Второе отличие — интернет, который позволяет оперативно передавать информацию, причем очень дешево. Раньше, чтобы установить на кухне планшет и передавать через него информацию, нужна были куча проводов, это был достаточно трудоемкий процесс.
Сейчас же мы на пороге интернета вещей, когда, к примеру, кофемашина сама будет высылать информацию о том, сколько кофе она произвела, наши менеджеры будут ходить с умными часами, где у них будет вся необходимая информация.
Интернет сейчас позволяет проникать в микропроцессы и оцифровать их. Повсеместно идет цифровая трансформация. Скоро программист будет важнейшей профессией, за этим будущее. Софт будет везде и будет управлять всем.
Этим преимуществом могли бы пользоваться и наши конкуренты, но им достаточно сложно переформировать свое мышление и приспособиться к новому формату работы. Это дает возможность маленьким компаниям вгрызаться в рынок и находить новые решения, благодаря чему получается отбить свое место под солнцем.
Мы уже семь лет «пилим» нашу систему. Она в виде веб-сайта, на нее заходят с обычного браузера. Она далеко не совершенна, потому что мы делаем все с нуля.
Разработка софта — сложный долгий путь, и на самом деле это фактор отбора, потому что немногие готовы пройти этот путь до конца. В нашу экосистему также входят приложение и система информирования. Хочу напоследок отметить, что часто инновации появляются на стыки двух существовавших технологий.
Франчайзинг — залог быстрого роста
Первый успех «Додо Пиццы», как было отмечено выше, это технологии. Второй — партнерство. Никогда бы я не смог построить свой бизнес без партнеров. Нашей идеей было создать некую сильную устойчивую модель и далее привлекать энергичных, пассионарных людей, которым не сидится на месте, и вместе с этими предпринимателями развивать наш бизнес.
Франчайзинг — это гениальное изобретение человечества, когда предприниматели кооперируются ,и их сила с капиталом стремительно возрастают. Франчайзинг похож на правовое государство, а предприниматели — это собственники.
А что хотят собственники? Они хотят прогнозируемое будущее, прозрачные и равные правила игры для всех. Когда компания-франчайзер может это обеспечивать, к ней растет доверие. У нас есть внутренняя конституция, благодаря которой партнеры понимают, что правила игры не будут меняться в угоду кому-то.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
К примеру, наш партнер не может открыть следующую пиццерию, если у него низкий показатель рейтинга. Рейтинг высчитывается на основании проверок тайных покупателей.
Один мой партнер с большим капиталом как-то обратился ко мне, говоря, что у него пропадает помещение, но у него низкий рейтинг, и он не может открыть там пиццерию. Я сказал, что если мы изменим правила для него, то когда-то мы сделаем это снова для кого-то еще, хочет ли он работать в такой экосистеме? Ответ был отрицательный.
На данный момент в нашу компанию вложено около 7 млн долларов только на открытие пиццерий. Ядром нашего бизнеса являются ценности нашей компании, и предприниматели, которые идут на партнерство с нами, чаще всего привлечены именно ими.
И хотя мы не секта, у нас есть клятва качества. Каждый партнер, каждый управляющий подписывает такую клятву. Этим человек берет на себя личное обязательство, ответственность, которые в последующем диктуют вектор многим предпринимаемым действиям.
Незыблемые правила игры помогают привлекать сильных партнеров. У нас есть партнер, чья выручка с розничной торговли скоро пробьет полтора миллиарда рублей, это очень хороший показатель для России. Всего в нашей сети 14 собственных пиццерий, 314 пиццерий наших 250 партнеров.
Для нас франчайзинг уже стал отдельным бизнесом. Мы уяснили для себя, что нельзя заниматься розничной торговлей и продавать франчайзи, потому что кто-то где-то что-то просит. Франчайзинг это бизнес, где ты осознаешь, что зарабатываешь на успехе партнера.
То есть твой продукт — это прибыльный партнер. А чтобы твой партнер был прибыльный, твой конечный продукт и сервис должны быть востребованы. Для этого нужно создать систему, при которой твой партнер сможет вернуть вложенный капитал.
Открытость и прозрачность в бизнесе — супердрайвер развития
Третий фактор нашего успеха — открытость. Это несвойственно для бизнеса не только в России, но и в Америке, хотя принято считать, что там бизнес полностью открыт. На самом деле это не так: есть публичные компании, которые обязаны выставлять данные в открытом доступе, а в остальном общая картина во многом схожа с российскими реалиями.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
Открытость в бизнесе позволяет не допустить двойных стандартов. Каждый сотрудник «Додо Пиццы» в каждой из 328 пиццерий знает мой e-mail и знает, что любая проблема будет рассмотрена и решена. Поэтому каждый управляющий, руководитель пиццерии старается с самого начала выстроить бизнес, соответствующий нашим стандартам, потому что иначе рискует потерять франшизу. Это супердрайвер, который не дает расслабиться.
Все показатели по выручке открыты, это значит, каждый партнер может увидеть выручку остальных партнеров, и это действует на людей очень интересным образом. Ничто так не мотивирует предпринимателя, как осознание того, что кто-то зарабатывает больше. Это дает понимание, что все твои показатели зависят только от тебя.
Нам повезло, что у нас очень сильные конкуренты, как Domino’s, Papa Johns и другие. Чем в более сильной лиге ты играешь, тем сильнее ты становишься. Чем больше системных игроков, тем больше рынок, при этом доля сохраняется у всех и у всех есть возможность получить выручку.
У нас достаточно гибкая система, в большинстве городов у нас стратегия один город — один франчайзи, но есть исключения для крупных городов вроде Москвы, Санкт-Петербурга, где город поделен на сектора и каждый сектор разыгрывается на тендере.
«Додо Пицца» в Ташкенте
Узбекистан — третья по величине страна бывшего СССР, экономика в ней будет развиваться, рынок расширяться. Для нашего бизнеса как раз важен рост среднего класса. У нас стратегия такова, что сначала открываемся в небольшом городе, изучаем рынок, учимся собирать команду и строим долгосрочные планы.
Зафар Орипов уже три года представляет «Додо Пиццу» в Узбекистане (в Фергане — прим. Spot), а сейчас в партнерстве с Рустамом Юсуповым, руководителем холдинга Restorica Group, готовится к открытию пиццерии в Ташкенте.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
Пиццерия откроет свои двери посетителям уже 1 августа этого года на улице Саида Барака, недалеко от кофейни «ЧайКоф». В помещении 36 посадочных мест, само собой, будет и доставка.
На выкуп франшизы и запуск своей пиццерии холдингом Restorica Group вложено 200 тысяч долларов, что позволяет компании быть официальным франчайзи «Додо Пиццы» в Узбекистане.
До конца года Рустам, Зафар и команда откроют в Ташкенте три пиццерии, а до 2020 года наши партнеры планируют увеличить сеть до 30 точек.
Ранее Spot писал, что международная сеть пиццерий «Додо Пицца» выйдет на рынок Ташкента.