Сардор Акобиров
Научный исследователь в области ГЧП в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (РФ), член экспертного совета Buyuk Kelajak
Почему важно развивать ГЧП?
Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет реализовать общественно значимые проекты в широком спектре отраслей промышленности. Привлечение частного сектора повышает эффективность и качество исполнения задач на условиях компенсации затрат и разделения рисков, обязательств, компетенций.
Механизмы и возможности ГЧП — важный ресурс для развития, так как потребность в инвестициях в экономику страны всегда превышает средства государственных органов.
Большинству стран СНГ присущи такие общие экономические пробелы, как, с одной стороны, высокий уровень износа инфраструктурных объектов и ограниченные бюджетные ресурсы, с другой — неуверенность инвесторов в прозрачности инфраструктурных проектов.
Именно эти проблемы решаются благодаря механизму ГЧП. В результате синергетического эффекта возникают положительные экстерналии для экономики, например:
- сокращение нагрузки на госбюджет;
- повышение прозрачности государственных расходов на содержание объектов ГЧП;
- быстрое внедрение новых технологий;
- четкая ориентация услуг на нужды потребителей;
- стимулирование развития банковского сектора и другие.
Мировая практика
Мировой лидер по внедрению ГЧП — Великобритания, где за последние 20 лет реализовано более 600 крупных проектов. Активно ГЧП применяется в США, Австралии, Германии, Франции, Китае, Индии, Бразилии, Италии.
Самая распространенная форма ГЧП в мировой практике — концессия, особенно в транспортной сфере и ЖКХ, социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, туризм).
Современная мировая практика выделяет три формы сотрудничества государства и бизнеса: традиционная (совместное использование ресурсов на основе партнерства), инвестиционная (совместное инвестирование в развитие инфраструктуры) и научно-образовательная (сотрудничество в области инноваций).
Основные факторы успешного развития ГЧП — либерализация экономики, привлечение бизнеса к инфраструктурному развитию и увеличение его мобильности.
А что в Узбекистане?
Уровень использования потенциала ГЧП в Узбекистане находится в зачаточном состоянии. За последние 25 лет реализованы различные формы ГЧП в отдельных сегментах экономики (преимущественно в нефтегазовом). Это связано с тем, что инвестиции данного характера наименее рискованны, и с наличием понятных «правил игры» в сравнении с другими секторами экономики (здравоохранение, образование, транспорт).
Наиболее популярная форма ГЧП в Узбекистане — соглашение о разделе продукции (СРП), которые показали эффективность в привлечении иностранных инвестиций в разработку месторождений минеральных ресурсов. Другие формы ГЧП (свободно-экономические зоны, концессия
Принимаются правительственные решения по реализации проектов в социальной сфере: с 1 января будут создаваться в порядке эксперимента детские сады на условиях ГЧП.
Есть перспективы применения ГЧП и в сфере строительства, однако все эти меры являются точечными и несистемными, либо находятся в планах реализации в среднесрочной перспективе.
У нас есть ряд системных проблем, которые мешают реализовать потенциал ГЧП, одна из главных — отсутствие комплексной правовой основы, определяющей принципы и сущность функционирования ГЧП.
Проект закона «О государственно-частном партнерстве» сейчас на стадии разработки.
Пока нормативно-правовая база ГЧП — это законодательство о концессиях, соглашение о разделе продукции, приватизации, естественных монополиях, конкуренции, привлечении иностранных инвестиций и др.
Радуют новости о привлечении серьезного международного игрока, компании SkyPower Global (Канада), для реализации масштабных проектов по солнечной энергетике на 1,3 млрд долларов и предоставления особых условий, присущих к ГЧП, что приведет к демонополизации производства электроэнергии и формированию конкурентной среды в электроснабжении, и будет способствовать развитию институциональной среды ГЧП.
Что может помешать развитию ГЧП
Безусловно, в условиях Узбекистана идея ГЧП жизнеспособна. Но при этом есть несколько препятствий его полноценному использованию. Текущие масштабы частных капиталовложений в проекты ГЧП несопоставимы с величиной «инвестиционного разрыва» в инфраструктуре, который достигает, по разным оценкам, нескольких процентов ВВП.
Основные серьезные препятствия полноценного использования потенциала ГЧП в Узбекистане:
- Нет госпрограммы по развитию ГЧП. Для привлечения государственного интереса необходима активная научно-практическая и аналитическая работа ведущих отечественных экспертных площадок (Торгово-промышленная палата, Центр экономических исследований, экономические вузы) в рамках продвижения идеи ГЧП по модели «снизу вверх». Развитие, поддержка и пропаганда ГЧП со стороны государства — самый важный фактор, определяющий успех.
- Слабая правовая база. ГЧП требует формирование специальной базы и ее гармонизации с другими нормативно-правовыми документами.
- Нет отраслевых долгосрочных целевых программ развития экономики, реализуемых по принципам ГЧП.
- Ограниченные условия институционального и экономического характера. В основном это ограниченная капитальная и ресурсная база отечественных банков и низкий уровень монетизации экономики.
- Нет четкой юридической позиции по вопросам собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов в рамках ГЧП-контрактов; низкий уровень транспарентности конкурсных процедур и доступа участников рынка (включая малый и средний бизнес) к ГЧП-проектам.
- Не хватает квалифицированных специалистов в области ГЧП. Важно повышать квалификацию госслужащих в области ГЧП для эффективного функционирования данного механизма.
Как решить эти проблемы
В первую очередь необходимо на государственном уровне принять всестороннюю программу развития ГЧП. Это можно сделать в три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование.
Сначала госорганы должны изучить международный опыт, проанализировать действующее законодательство и определить общую государственную политику в области ГЧП.
На этапе внедрения целесообразно учредить единое специализированное ведомство (министерство либо агентство), определяющее управление и модерирование ГЧП-повесток, чтобы автоматизировать процессы и поставить на конвейер инвестиционные проекты. Специализированное ведомство объединит системные усилия всех госучреждений в рамках ГЧП, сможет оказывать участникам рынка комплексную правовую и административную поддержку, консультационное и информационное содействие.
В закон о ГЧП необходимо ввести такие базовые определения и понятия, как «ГЧП», «проект ГЧП», «соглашение о ГЧП», «объект соглашения», «публичный партнер», «частный партнер»
Также нужно расширять сферы применения ГЧП, запускать пилотные проекты по новым формам ГЧП, готовить профильных специалистов (можно открыть научные центры ГЧП на базе ведущих экономических вузов страны).
Этап совершенствования — это рост активности в сфере, повышение сложности проектов, работа над законодательством и активное взаимодействие со всеми заинтересованными участниками ГЧП.
Развитие ГЧП позволит использовать потенциал частного сектора в полной мере и качественно улучшить предоставление публичных благ в дорожном строительстве, сельском хозяйстве, ЖКХ, электроэнергетике, водоснабжении, воздушном и железнодорожном транспорте, образовании, здравоохранении и других областях.
Таким образом, ресурсы, опыт, стимулы и иные преимущества частного сектора способны обеспечить быстрое продвижение в модернизации социально-экономической инфраструктуры, не обременяя бюджет большими текущими расходами.
Важно четко понимать, что ГЧП — достаточно тонкий инструмент, эффективное применение которого требует опыта и квалификации чиновников, решения правовых и процедурных вопросов, а также предметного профессионального анализа.
При несистемном подходе в рамках отсутствия в полном объеме правовых, институциональных, кадровых и финансовых предпосылок идея ГЧП может быть дискредитирована в правительстве, частном секторе и обществе.
Поэтому необходимо поэтапное и системное внедрение, которое позволит в полной мере реализовать новые источники роста экономики и содействовать решению стратегических социально-экономических задач Узбекистана.
Ранее о преимуществах ГЧП специально для Spot писал Игорь Пугач, специалист Центра экономического развития Узбекистана.