Задача — развернуть «Узбектелеком» в сторону рынка
Мы осознаем, что компания находится в сложном положении. Для решения накопившихся проблем необходимы меры реструктуризации и оздоровления — это одна из важных задач на этот год.
Помимо этого, в приоритете ряд технических проектов:
- расширение международного узла доступа в 8−10 раз;
- модернизация технических узлов, которые пришли в негодность;
- дальнейшее строительство и развитие мобильной сети.
Вынужден признать, что есть определенные сложности с качеством интернета, технологически мы отстаем от некоторых соседей потому, что не уделяли должного внимания проблеме. Однако мы уже начали предпринимать конкретные шаги для изменения ситуации.
Сейчас наша задача — развернуть «Узбектелеком» так, чтобы компания стала более рыночно-ориентированной. Уделить внимание эффективности бизнеса, абонентам и качеству услуг. Наш коммерческий блок начинает заниматься каждой проблемой. Не обещаю, что всё будет решаться по одному щелчку, но будем двигаться в сторону улучшения качества сервиса.
Мы полностью обновляем коммерческую стратегию, хотим предложить серьезно пересмотренный состав и формат услуг, реформировать абонентское обслуживание. Думаю, к концу года будет осязаемый результат.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
О качестве связи и штрафах для операторов
В областях ситуация с сетью обстоит намного хуже, чем в крупных городах. В первую очередь связано это с тем, что большая часть абонентов использует медную инфраструктуру, которую «Узбектелеком» унаследовал еще с советских времен.
Тарифы на городскую и сельскую телефонную связь очень низкие и уже многие годы не позволяют накапливать достаточное количество средств на своевременную модернизацию инфраструктуры.
Это серьезный вопрос, над которым мы работаем. Там, где не успеваем прокладывать оптоволоконные сети, будем стараться развивать в качестве альтернативы мобильную связь нового поколения и мобильный широкополосный доступ.
С 1 июня операторов, предоставляющих некачественные интернет-услуги, будут штрафовать. Как у директора у меня есть беспокойства касательно некоторых стандартов, но мы делаем все, чтобы им соответствовать. Это будет непросто, но услуги должны быть качественными.
Время покажет, насколько те или иные конкретные пункты требований соответствуют сегодняшней реальности. Но в целом мы активно работаем над подготовкой нашей сети.
Об альтернативных интернет-каналах и локализации трафика
«Узбектелеком» — единый поставщик международного трафика в стране, потому что есть законодательные акты, закрепляющие права на терминацию и распределение международного голосового и интернет-трафика. Поэтому пока провайдеры не могут закупать международный трафик самостоятельно.
Сейчас идут активные переговоры со Всемирным банком по реализации проекта Digital CASA (направлен на создание трансграничной телекоммуникационной сети, которая свяжет страны Центральной и Южной Азии в единый цифровой хаб — Spot), в котором «Узбектелеком» принимает участие. Проект интересный и масштабный, идет обмен мнениями и обсуждение условий.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Мы настроены конструктивно, думаю, что до конца года будет определенный результат переговоров. У Узбекистана есть огромный потенциал для участия в данном проекте.
Пока рано говорить о конкретных структурных проектах по организации каналов с Таджикистаном, Афганистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном, еще прорабатывается потенциал сотрудничества. Но это очень интересно, и мы надеемся, что в следующем году начнем осваивать одно из этих направлений. Сейчас идут активные переговоры. Каждое из этих направлений ведет к определенным точкам обмена трафика, представляющим безусловный интерес для нас.
Объективно потребление интернет-трафика в нашей страны склоняется к Рунету и сервисам Google, но, думаю, эта тенденция тоже будет меняться. И, соответственно, у нас будет возможность распределять трафик по другим точкам.
Мы работаем не только над расширением международного канала, но и над проектом по локализации трафика. Это важное направление, которое до сегодняшнего дня не было реализовано в должной степени в Узбекистане. Одна из причин — ограничения, связанные с законодательством, которое нужно усовершенствовать.
Что такое локализация трафика? Ближайшие к нашей стране интернет-хабы — Москва и Гонконг. В них сходятся крупнейшие генераторы трафика, крупнейшие IT-гиганты и интернет-операторы. Упрощенно говоря, с этих точек раздается интернет, который поступает в том числе и в нашу страну.
Классический оператор, чтобы улучшить и оптимизировать качество и стоимость интернета, устанавливает кэш-сервера максимально близко к абоненту.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Если интернет-хаб — основной генератор трафика, то кэш- и CDN-сервера фактически являются накопительными резервуарами, которые приближены к абонентам. Чем ближе точка локализации к абоненту, тем лучше качество интернета. Таким образом, например, нагрузка распределяется в России, так же работают сети в Казахстане.
Но в Узбекистане нет ни одного крупного кэш-сервера, и эту ситуацию необходимо исправить. Это не займет много времени, нужно гармонизировать законодательство, чтобы предоставить операторам больше свободы для реализации таких проектов.
Есть положения безопасности и требования по кэшированию трафика. Если эти ограничения будут смягчены, вопрос будет решен в течение нескольких месяцев. Необходимо проявить правильные инициативы.
О зарубежных инвестициях и развитии IT-сферы в стране
Последние полтора года наблюдается серьезный инвестиционный интерес к Узбекистану в целом и к телекоммуникациям в частности. Это однозначно приведет к конкретным проектам, мы как один из участников рынка принимаем активное участие в переговорах.
Вариант инвестиций в IT-сферу — строительство больших дата-центров по республике. Это позволит оживить инфраструктуру, генерировать больше внутреннего контента, изменить структуру потребления трафика и начать массовую культивацию облачных сервисов в стране.
Если будут предоставлены все условия для развития IT, рынок сам предложит пользователям приложения, сервисы, и они воспримут всё очень быстро.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Шаги, предпринятые в развитии IT-сферы, достаточно серьезные, но мы еще в начале пути. Уже виден огромный потенциал для роста, рынок открывается для мирового сообщества, растет бизнес-активность. Новые законодательные инициативы за последний год позитивно меняют инвестиционный и экономический климат.
14 мая была утверждена Программа развития электронной коммерции. Это прорыв, огромное количество проблем решили одним документом. Профиль не совсем наш, но мы заинтересованы в активном использовании наших услуг. И поэтому мы готовы поддерживать развитие этого направления, в том числе расширением спектра услуг, в частности, связанных с нашим дата-центром.
Сейчас очень важно вести переговоры с передовыми компаниями сферы — Google, Amazon. Также ведем переговоры и с компаниями-лидерами на территории СНГ: «Яндекс», Mail.ru, Wargaming
и т. д.
С Wargaming надеемся в ближайшее время начать локализацию серверов, что позволит улучшить качество игрового процесса и, возможно, увеличить количество пользователей. Также они ведут тесную работу с Мининфокомом и рядом других ведомств по расширению своего присутствия и развитию киберспорта.
О новых услугах, Wi-Fi в метро и заморозке мессенджера Uzphone
Интернет в метро — масштабный и интересный проект, «Узбектелеком» не раз проявлял инициативу построения сети в метрополитене. Но по ряду причин, связанных с нормативно-правовыми актами, мы пока не могли добиться результатов.
Рассчитываем на возобновление конструктивного диалога. Технические сложности вряд ли возникнут — мы проработали технологии развертывания сетей в метро.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Проблема в том, что это стратегический объект с определенными требованиями безопасности, которые нельзя игнорировать. И нужно будет искать компромиссы между безопасностью таких объектов и их приобщению к диджитализации. Если эти вопросы будут решены, в ближайшей перспективе мы сможем предоставить услуги мобильной и Wi-Fi связи в метро.
Мы думаем, что нужно выходить на рынок облачных услуг. Это перспективное направление, которое требует серьезных ресурсов. Но при правильном развитии мы рассчитываем на быструю монетизацию. Эту сферу мы планируем развивать в следующем году.
Вывели B2B в отдельное подразделение. Сектора B2B и B2G — очень требовательный сегмент. Нам есть что предложить, мы самый крупный оператор с разветвленной инфраструктурой. Нужно лишь организовать правильную маркетинговую кампанию.
Также имеется проект умного дома, которым планируем заняться в следующем году. У нас серьезные планы по обогащению наших основных услуг дополнительными сервисами, объединенными в единый пакет.
Работа по мессенджеру Uzphone приостановлена, так как в первую очередь «Узбектелеком» — телекоммуникационная компания, и нам необходимо решать проблемы в развитии инфраструктуры, интернета и связи.
Я не знаю ни один успешный мессенджер в мире, который был разработан телекоммуникационным оператором. Это другая ниша. Мы не видим, как успешно можем конкурировать с альтернативными сервисами и масштабировать этот проект на нашу абонентскую базу.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
О презентации дорожной карты и приоритетах на год
Мы рассчитываем, что реформы внутри компании позволят альтернативным операторам также активно инвестировать в развитие телекоммуникаций. Тем самым мы можем ускорить решение проблемы цифрового неравенства между городами и селами. Если нам удастся в этом году реализовать ряд задуманных инициатив и предложить рынку новый формат сотрудничества, то можно ускорить процессы.
Конечно, чувствуется определенная нехватка квалифицированных кадров по ряду направлений — в проектном управлении, автоматизации и внедрении корпоративных систем. Но, с другой стороны, я приятно удивлен тем, что в компании много грамотных специалистов, болеющих за свое дело.
Проблем накопилось достаточно, но мы заряжены позитивом. Обновили команду, разрабатываем дорожную карту на 2018 год. Более подробно об этом расскажем 22 мая на #MITCROADMAP2018 (конференция Мининфокома, посвященная утверждению дорожной карты) в Университете Инха в Ташкенте. Там будет много полезной информации о развитии IT и дальнейших шагах нашей компании.
С точки зрения маркетинга, фокуса на бизнес, обслуживания мы никогда не были сильны, но в 2018 году фокусируем внимание на эти направления и будем их усиливать. Самое главное — мы готовы открываться.