В 1973 году магазин «Цветы Ташкента» был госпредприятием, открытым по указу Шарафа Рашидова. В 1994 году его приватизировала семья Мухримовых. О том, как на протяжении этих лет менялся салон Toshkent Gullari и цветочный рынок в Узбекистане в целом, Spot рассказал владелец и директор компании Абдуазиз Мухримов.

Почти полвека «цветочной» истории

История Toshkent Gullari неразрывно связана с историей старого и нового Ташкента. Это был первый цветочный магазин в столице, его построили по указу Шарафа Рашидова в центре города, недалеко от театра имени Алишера Навои и живописного фонтана. Раньше здесь стояли витрины с газетами, после работы люди приходили сюда почитать новости. Потом территорию освободили, и в 1973 году появились «Цветы Ташкента».

«Тогда это было государственное предприятие при городском исполкоме. В 1978 году моего отца Абдулазиза Мухримова, который работал в управлении благоустройства, назначили директором фирмы „Цветы Ташкента“. С тех пор наша семейная история тесно связана с этим магазином. Тогда я учился в школе и частенько приходил в магазин, чтобы помогать отцу, учился работать с цветами», — вспоминает Абдуазиз.

Фото: «Письма о Ташкенте»

Помимо основной точки, по городу действовало около 30 киосков и маленьких филиалов, в которые тоже развозили цветы. Конечно, сравнивать тот ассортимент с нынешним нельзя — тогда продавались только местные цветы, из-за рубежа ничего не завозилось. В основном в магазине были гвоздики, каллы, цветы в горшках. Что выращивал совхоз, то и продавали.

Позже, когда после обретения независимости Узбекистана Ислам Каримов подписал указ о приватизации этих магазинов, семья Мухримовых выкупила основную точку «Цветы Ташкента», и Абдуазиз занялся этим бизнесом уже вплотную. К тому времени он выучился на агронома в Ташкентском аграрном государственном университете.

Киоски и филиалы постигла разная судьба: какие-то из них также были приватизированы, какие-то закрылись.

25 лет семейного бизнеса

Цветочный рынок называют барометром благосостояния общества: чем выше доходы населения, тем больше продают цветов, и наоборот, при нестабильной экономической обстановке люди экономят в первую очередь на цветах, так как это не товар первой необходимости.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Тогда, в 1994 году, людям было, мягко говоря, не до цветов. Было мало цветочных магазинов и такой же небольшой спрос. В основном у нас покупали мелкие цветочки, удобрения. Было не принято дарить большие красивые букеты, не было всей этой культуры, соответственно, мы практически не расширяли ассортимент».

Несколько лет спустя, когда в Узбекистан стали приезжать главы государств, международные делегации, возрос спрос на оформление визитов на высоком уровне:

«Наш бизнес стал строиться на таких государственных заказах. Это и было первым толчком к развитию, мы начали работать над увеличением ассортимента, мелкими партиями завозить цветы и горшечные растения из-за рубежа».

Так в магазине появились голландские, эквадорские розы, израильские цветы, началось сотрудничество с зарубежными партнерами. Сейчас сотрудничество налажено со многими странами. Сопутствующие товары заказывают в Китае, умные горшки — в Германии, удобрения и химикаты — в России.


Мухрим Абдулазизов. Фото: Евгений Сорочин / Spot

История магазина насчитывает 45 лет, а семейный бизнес под брендом Toshkent Gullari существует уже 25 лет. В цветочный бизнес Абдуазиз вовлек практически всю семью: его жена Муборак — арт-директор, а сын Мухрим — директор по развитию и маркетингу.

В 1994 году штат салона состоял из пяти-шести сотрудников, сегодня их уже 40, включая учеников и стажеров. Персонал обучает сама Муборак — она окончила филиал международной швейцарской школы флористов-дизайнеров «Николь» в Москве и теперь три-четыре раза в год приглашает оттуда специалистов для проведения мастер-классов. В планах у семьи — открытие собственной школы флористов.

По словам Абдуазиза, цветочный бизнес прибыльный, но трудоемкий. За благоухающей красотой стоит большой труд, за каждым цветком — история заботы, ухода, хранения. Цветы долго не живут, это скоропортящийся продукт, поэтому тут важны не только профессиональные умения, но и в первую очередь любовь к этому делу.

Тенденции и сегментация покупателей

Как отмечают в компании, в последние годы спрос на цветы среди населения Узбекистана вырос. Люди стараются дарить букеты не только по праздникам, приобретают цветы без упаковки, чтобы просто поставить их в вазу дома.

Хитом продаж в Toshkent Gullari вот уже долгое время остаются розы, кроме того, весной увеличиваются продажи тюльпанов и пионов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Ежедневно мы выставляем на витрины около 60 букетов и композиций, практически все из них продаются. Кроме этого, есть букеты и композиции для индивидуальных заказов, а также горшечные растения. Высокая активность продаж приходится на начало декабря — середину мая, когда у нас проходят самые знаменательные праздники. Ну и, конечно же, самый большой праздник в нашем магазине — 8 марта. В этот день мы обслуживаем до нескольких тысяч человек».

В ассортименте есть разные цветы — от недорогих до эксклюзивных. Но как бы ни были хороши розы из-за рубежа, ставка все-таки делается на местных поставщиков:

«У нас десяток местных поставщиков, и мы поддерживаем их продукцию. Надо отметить, что они мало чем уступают зарубежным. Так, производители под маркой „Гульшан“ выращивают качественные розы, которые долго сохраняют аромат и свежесть».

Компания старается не ориентироваться на дорогие или бюджетные заказы, а работать на клиентов с разным доходом, чтобы каждый мог выбрать букет по своему вкусу и карману.

Тем не менее можно выделить основной сегмент покупателей букетов — это мужчины от 20 до 40 лет. Упаковкой больше других интересуется молодежь. За горшечными цветами и декоративными вазами обычно приходят женщины, таким образом, у каждого товара есть свой покупатель.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Новые услуги и работа над маркетингом

По словам Абдуазиза, в последнее время набирает популярность услуга доставки цветов по всему миру.

«В 2000 году мы начали предлагать доставку букетов в разные страны мира из Узбекистана и наоборот. Сначала это не приносило нам особого дохода, но с развитием социальных сетей продажи стали расти. Сотрудничаем с несколькими международными службами доставки цветов, кроме того, доставляем подарки. Недавно привозили одной девушке 10 различных букетов — каждый час в течение дня. Такой заказ мы получили от узбекистанца, который в то время находился за границей. Приятно, что в наше время находятся еще такие мужчины, которые умеют удивлять любимых».

В бизнесе появилась свежая струя, когда три-четыре года назад маркетингом стал заниматься сын Абдуазиза Мухрим:

«Мы начали активно продвигать салон в социальных сетях, увеличивать количество подписчиков, вести диалоги с потенциальные покупателями. После этого продажи существенно увеличились. Когда люди видят красивые фотографии, это мотивирует их на покупку цветов».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Также ввели систему онлайн-заказов: на сайте можно посмотреть ассортимент букетов и узнать, из каких цветов они составлены. Но после подтверждения заказа с покупателем связываются менеджеры, потому что букет — дело сугубо индивидуальное, и чтобы составить его правильно, лучше переговорить с клиентом напрямую.

Есть и скидочная система: список постоянных клиентов растет, не так давно была вручена трехтысячная по счету дисконтная карта.

Бизнес с высокими рисками

Совет от профессионалов: если вы задумали открыть цветочный магазин, будьте готовы к большим вложениям и рискам. Конечно, сумма зависит от месторасположения, размера помещения и ассортимента. Обычно на начальных этапах перед владельцами стоит главный вопрос: приобрести здание или взять помещение в аренду? Абдуазиз не рекомендует начинающим бизнесменам брать помещение для салона цветов в аренду:

«Этот бизнес долго окупается, чтобы выйти на точку безубыточности, может понадобиться несколько лет. Должна наработаться постоянная клиентура, потом вы начнете расширять ассортимент, чтобы привлечь еще больше покупателей. При этом будьте готовы к тому, что поначалу вы не будете ничего зарабатывать, а лишь нести убытки от испортившихся цветов, которые не успели продать. Когда же, наконец, при грамотном подходе к делу, вы привлечете постоянных клиентов и завоюете доверие, арендодатель вдруг захочет забрать свое место и придется начинать всё заново. С нуля».

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вложения в бизнес, при условии того, что вы возьмете небольшой магазин, начинаются от 20 тысяч долларов США. В списке самых крупных затрат — холодильник для хранения цветов, мебель и ремонт: ведь изысканный интерьер в салоне цветов — неотъемлемый фактор успеха.

«На протяжении 25 лет у нас появлялось много конкурентов, не всем удалось удержаться на плаву. С конкурентами стараемся дружить, часто выручаем друг друга. Мы делаем ставку на работу над профессионализмом и расширением ассортимента. Думаю, именно поэтому маленький цветочный магазинчик удалось превратить в современный крупный салон, хотя 45 лет назад это было сложно представить».