Президент подписал постановление «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций».
В документе отмечается, что сложившаяся практика предоставления льгот, преференций и эксклюзивных прав отдельным компаниям порождает ряд существенных проблем:
- нет четких критериев и прозрачных механизмов их обоснования, из-за этого создаются необоснованно преимущественные условия;
- многие из компаний-получателей льгот выполняют функции государственного управления, что приводит к использованию административного ресурса для получения привилегированного статуса на рынке и нарушению принципов добросовестной конкуренции;
- индивидуальные льготы и преференции приводят к иждивенческим настроениям, отсутствию инициативы и низкой деловой активности компаний, их продукция становится неконкурентоспособной;
- нет системности в оценке эффективности льгот и преференций, их реального влияния на развитие отраслей, регионов и экономики в целом.
Spot собрал основные изменения, предусмотренные постановлением:
- в рамках реформирования налоговой системы максимально ограничат индивидуальные налоговые и таможенные льготы, усовершенствуют систему предоставления льгот и преференций, оценки их экономической обоснованности и эффективности, механизмов мониторинга их использования;
- будет разработан порядок исключительно целевого предоставления налоговых и таможенных льгот, внедрение системы мониторинга и оценки их эффективности, закрепление механизмов обязательного возврата в бюджет сумм неэффективно использованных льгот;
- налоговые и таможенные льготы и преференции предоставляются законами и актами Президента для отраслей, сфер деятельности, территорий, а также должны иметь конкретную цель и обеспечивать достижение четких социальных, экономических и финансовых результатов;
- временные льготы предоставляются актами Президента на срок не более 3 лет, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Узбекистан;
- индивидуальные льготы предоставляются актами Президента в исключительных случаях для реализации социально значимых проектов в отраслях, где отсутствует заинтересованность частного сектора в инвестировании, при наличии конкретных социальных или экономических оснований, либо в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан;
- запрещается принятие правительственных и ведомственных решений по предоставлению льгот, утверждению перечней товаров, ввозимых (импортируемых) на территорию Республики Узбекистан с применением льгот по таможенным платежам;
- перечни товаров, ввозимых (импортируемых) на территорию Узбекистана с применением льгот по таможенным платежам, и поправки в них формируются организацией, которой предоставлена льгота, только при наличии закона или акта Президента о предоставлении льгот, а также вносятся в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов
и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан» для их комплексной экспертизы; - при получении положительного заключения центра организация вправе осуществлять импорт указанных в перечне товаров в установленном порядке.
НАПУ будет проверять проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие предоставление льгот. К ним должны прилагаться обоснование и расчеты по запрашиваемым льготам с указанием цели проекта, срока реализации, объема вносимых инвестиций и экспорта, количества создаваемых рабочих мест, создаваемой или внедряемой инновационной продукции, технологических новшеств, конкретных результатов прогрессивных научных изысканий, прироста объема производства, работ (услуг, налоговых поступлений, расчетной суммы льгот и другие).
Министерство финансов в течение двух месяцев должно внедрить систему учета предоставляемых льгот, предусматривающую точную оценку потерь Государственного бюджета, а также указывать эти потери в прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах госбюджета.
Ранее Spot писал, что ведомствам запретили принимать решения о выделении индивидуальных льгот.