Зону Приаралья можно превратить в прибыльный туристский регион, если применить тут концепцию кластеров. Специалист Госкомконкуренции Улугбек Камалетдинов рассказал «Бизнес-Daily Медиа», как это можно сделать и что это может дать.

Улугбек Камалетдинов

Заместитель директора Центра исследований проблем приватизации, развития конкуренции и корпоративного управления при Госкомконкуренции Республики Узбекистан

Сейчас для туриста важно не только получение набора качественных туристских услуг (своевременное размещение, транспортировка, экскурсии, питание, наличие современных санитарно-гигиенических узлов), но и удовлетворение своих духовных и эмоциональных потребностей, получение опыта пребывания в необычных условиях в непривычной окружающей среде.

Имеется ряд вопросов и проблем: чис­тота туристических зон, исторических мест в городах и поселках, вопросы внут­ренней транспортной логистики, обустройства набережных и парковых территорий, доступности объектов показа.

Сложно конкурировать с другими турис­тическими направлениями, если в респуб­лику будет достаточно дорого и долго добираться.

В Приаралье следует создать как минимум четыре малые туристские зоны (МТЗ). Для этого есть все предпосылки и возможности.

Кроме того, согласно законодательству, на данные зоны будут распространяться преференции для малых промышленных зон, а также упрощенный механизм отвода земельных участков субъектам предпринимательства.

Так, под МТЗ можно отвести село Акчакул, расположенное на побережье Амударьи в Элликкалинскком районе, который обладает высоким потенциалом для развития как археологического, так и оздоровительного (медицинского) туризма.

Например, особую ценность имеют Аёзкала, Кирккизкалла, Бургуткала, также имеются возможности создания новых туристических маршрутов с использованием рекреационных ресурсов озера Акчакул, других естественных водоемов и тукаев, водных источников с высокой концентрацией минералов и прочее.


Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz»

Вторую МТЗ предлагается разместить в Берунийском районе, на территории села Олтинсай, которое расположено вблизи Нижне-Амударьинского государственного биосферного резервата (Бадай Тугай), где в естественных условиях обитают исчезающие виды растений, рыб, птиц и животных, в том числе всемирно известный бухарский олень.

Данная зона может также выступить центром для развития экотуризма, исторического и специальных программ паломнического туризма. Но для этих целей необходимо вновь создать объекты туристской инфраструктуры с организацией новых маршрутов, сети стационарных и сезонных средств размещения туристов.

Третья МТЗ может располагаться в городе Муйнаке, где имеются большие перспективы для развития экологического и экстремального туризма. Высыхание Аральского моря и уход воды от берегов вглубь пустыни Аралкум привели к образованию новой туристической достопримечательности — «Кладбища кораблей», где застряли старые рыболовецкие суда и пароходы.


Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz»

Путешественников ждут знакомство с саксауловыми лесопосадками на дне Аральского моря, встреча с лебедями, розовыми фламинго, пеликанами и другими редкими птицами на озере Судочье. Муйнак также привлекает тех, кто хочет ощутить хрупкость природы.

Экстремальным туристам будет интересно посещение высохшего дна Арала и других мест экологической катастрофы. Для этих целей необходима реализация комплексных мероприятий по повышению туристского потенциала района, предусмотрев формирование инфраструктуры и туристских продуктов, создание удобств для туристов, а также проведение различных культурно-развлекательных мероприятий.

Четвертую — центральную — зону предлагается создать в городе Нукусе, вблизи международного аэропорта «Нукус». Эта МТЗ будет выполнять связующую роль для других трех зон, в том числе в воп­росах организации транспортировки туристов, обеспечении достойных условий проживания.


Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz»

В рес­публике имеется разветвленная сеть железных и автомобильных дорог (8912,6 км автомобильных и 845,3 км железных дорог), развитость авиатранспорта.

В сентябре начнет функционировать сверхскоростная железная дорога Ташкент — Бухара — Ургенч, что даст возможность добраться из столицы до Ургенча всего за 5 часов, а до Нукуса (с пересадкой на автотранспорт) всего за 7 часов, что сократит время поездки в среднем на 9−11 часов.

Вместе с тем развитие туристического кластера необходимо рассматривать с вовлечением туристических возможностей соседних стран — Казахстана и Туркменистана, а также Хорезмской и Бухарской областей путем создания комбинированных туристских маршрутов, в том числе по маршруту Великого шелкового пути.

Для туристических компаний из сопредельных стран можно предложить новые туристические маршруты: историко-­экологический — Бейнеу — Муйнак — Нукус — Бадай — Тугай — Бустон — Аязкала — Хива, а также паломнический — Дашогуз — Конэургенч — Нукус — Ходжейли — Шилпик — Аязкала — Бустон — Хива и др.

Привлечение зарубежных туристичес­ких компаний и инвесторов будет способствовать диверсификации туристических потоков как внутреннего, так и въездного туризма, вливанию в сферу новых инвестиций и развитию туристической инфраструктуры, что даст возможность активному продвижению региональных туристских продуктов и брендов на международные туристские рынки.