В Ташкенте провел бесплатную лекцию управляющий директор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко. Встречу организовали школа бизнеса Alpha Education и Союз молодежи Ташкента. Spot собрал всё самое интересное из выступления.
Для каждой страны — свой «Яндекс»
Что такое «Яндекс»? Для каждой страны он свой. В одной стране «Яндекс» представлен одними услугами, в другой — другими.
Для многих «Яндекс» в первую очередь ассоциируется с поисковиком и такси. На самом деле это огромная корпорация, которая занимается, на мой взгляд, всеми видами деятельности современного человека: медиа (самые большие ресурсы по музыке и кино по подписке), e-commerce, персональные сервисы, реклама, мобильные услуги, софт и многое другое.
У нас огромное количество технологий, связанных с геопозицией. «Яндекс.Навигатором» по России каждый день пользуются 20 миллионов человек. Навигатор больше для автомобилистов, а «Яндекс.Карты» — для людей, которые хотят открыть свое предприятие, чтобы они могли выбрать для этого наиболее подходящее место.
Такси — относительно молодое направление, запущенное в 2012 году, а в 2015 году отделившееся как отдельная компания. Недавно мы ввели дополнительную услугу по доставке еды и каршерингу, по которым работают несколько тысяч машин в Москве. Ну и куча других экспериментов: к примеру, запустили умную колонку, с которой можно беседовать, она может включать и переключать музыку и выполнять прочие несложные поручения.
Некоторые продукты у нас открыты для разработчиков, они могут их дополнять, делиться идеями по улучшению и работать в сотрудничестве. «Яндекс.Такси» — одна из немногих компаний, которая стремится помочь сообществу разработчиков в регионах развиваться.
Ташкент готов к изменениям
Технологии могут полностью поменять облик городов. Представьте себе район города, в котором есть всего три аптеки. Обычно эти аптеки строятся там, где получится: например, недалеко от дома освободилось место, и человек решил открывать аптеку там. А что было бы, если бы карта показывала, где есть спрос на аптеку? Наверняка этот бизнес запускался бы совсем иначе и все три аптеки можно было бы расположить идеально.
В Москве, по официальным данным, живет 11 млн человек, есть шутка, что в 11 млн живут здесь только ночью, а днем — все 20 млн. Потому что днем сюда съезжаются люди из пригородов. 700 тысяч человек ежегодно меняют место жительства: кто-то переезжает ближе к детскому саду, работе, в район, где школа лучше.
Если бы можно было заранее знать об этом, можно было бы продумать всё заранее: адаптировать под нужды проживающих людей пространство, соорудить необходимое количество детских садов, школ.
Ташкенту не повезло, когда полгорода разрушило землетрясение. С другой стороны, эта половина сейчас суперсовременная. Если бы не землетрясение, он был бы жутко застроен — как Москва, Тбилиси. Там так плотно всё застроено, что менять что-то практически невозможно. А Ташкент готов к изменениям, в нем много пространства, «воздуха» немерено, широкие дороги.
У вас есть город, готовый перестроиться, есть все данные, чтобы перестроить город под нужды людей. Есть транспорт, который сам знает, как ему надо ездить и когда. Благодаря таким изменениям трассы могут стать уже, а тротуары — шире, парки — больше. Это позволит создать в городе пространство, в котором будет приятно находиться. Поэтому мы всегда открыты делиться всем, что у нас есть. В плане данных, конечно, — разработками мы не делимся.
Тесно перекликаются с темой города карты, они очень важны. Когда мы запускали «Яндекс.Карты» для Ташкента, у нас там были обозначены семь дорог и ни одного домика, поэтому нам пришлось поднапрячься.
Карты открывают огромные возможности. Самое простое, для чего можно воспользоваться картами — это сервис «Яндекс.Транспорт». Этот сервис позволяет отслеживать местонахождение вашего автобуса или маршрутки и ориентироваться по времени, надо ли вам сейчас выходить к остановке.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
Городской транспорт нового формата
В один автобус помещается примерно столько же людей, сколько в 50 машин. Автобусы заполняются только в часы пик. В остальное время они разъезжают полупустые, потому что едут по установленным маршрутам. Только представьте, что автобусы, как такси, формировали бы разные маршруты — к каждому часу, например.
По дороге автобус мог бы заезжать за людьми, которые заранее в приложении указали свое местоположение. Автобус получает больший трафик, и людям нет необходимости идти куда-то далеко от дома до остановки. При такой работе и автобусов понадобится меньше, и размер их сам по себе будет уменьшаться.
Мы договорились с администрацией одного небольшого города в России в нескольких районах полностью убрать автобусы и протестировать данную модель на базе наших такси.
Еще мы запускаем беспилотные авто без водителей, буквально две-три недели назад у нас прошла конференция, на которой люди слушали доклады и потом прокатились на наших беспилотниках.
«Яндекс.Транспорт» готов выйти на рынок Узбекистана. Как только город заявит о своей готовности, мы запустим данный сервис, у нас есть готовые технологии и потребуется гораздо меньше для внедрения продукта.
Сейчас в Узбекистане не все имеют доступ к интернету, и человеку без гаджета в руках будет сложно ориентироваться в общественном транспорте, но это только дело времени, когда технологии станут частью жизни всех.
Это технология на перспективу. Несколько лет назад купить хороший смартфон можно было не меньше чем за 1000 долларов, сейчас хороший телефон можно купить и за 100, и дешевле — с каждым годом гаджеты становятся все доступнее.
В Ташкенте очень часто меняют названия улиц, и чтобы навигатор и карты качественно работали, нужно, чтобы их постоянно обновляли на народных картах. То есть требуется вклад самих пользователей в качество сервиса. У улиц есть несколько названий: народное, официальное, устаревшее и так далее. Мы вводим в базу все названия, чтобы в любом случае нужный адрес можно было отыскать.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
«Яндекс.Такси» в Узбекистане: сделать рынок легальным
В запуск в Ташкенте мы вложили почти 1 миллион долларов и примерно столько же намерены потратить до конца года. Сервис осуществляет в среднем 20 тысячпоездок в день, а в дни, когда погода благоволит — более 30 тысяч поездок, и эти цифры стремительно растут.
До моего приезда сюда, почитав гневные комментарии по поводу повышения цен, мы сделали разбалловки и получили два тарифа — «Старт» и «Эконом». В будущем будут внедрены совместные поездки, поездки высокого класса и многое другое.
Будем выводить и другие продукты, но для начала надо выстроить систему такси, чтобы она правильно работала, качество поднять на нужный уровень. Мы планируем в дальнейшем интегрировать все наши услуги, к примеру, вы едете на «Яндекс.Такси» и в это время по умолчанию играет ваш плейлист в «Яндекс.Музыке».
Ни в одной стране, где представлен «Яндекс.Такси», мы не работаем с водителями напрямую. Там, где законодательство хорошо работает по поводу самозанятых, мы работаем через партнеров, где-то можем предложить государству решения, чтобы закон о самозанятых стал более современным.
Мы работаем через таксопарки. К примеру, в Москве у нас есть онлайн-база данных лицензий при департаменте транспорта, через который мы можем проверить правомочность лицензии водителя. При таком раскладе мы можем сами контролировать штат набираемых водителей, а не полагаться целиком на партнеров.
При этом я понимаю ваши опасения по поводу водителей, но со временем этот рынок станет прозрачным и качественным. И мы это делаем не для узкого круга людей, которые и раньше пользовались разными онлайн-сервисами, а для всех.
Мы знаем, что в Ташкенте 90% рынка такси — это не совсем правильно оформленные, не совсем хорошие авто, не очень вежливые водители. Мы не можем всё это поменять в один день. Но мы откроем центр «Яндекс.Такси», будем работать с водителями, обучать их стандартам сервиса, и я уверен, что в короткие сроки весь рынок станет нормальным.
Мы это делаем не в первый раз, не в первой стране. Прежде чем запуститься в Узбекистане, мы изучали рынок. По оценкам наших аналитиков, заказов на такси было не так много, но когда я сам приехал в Ташкент, я понял, что рынок очень большой, и его надо систематизировать и обелять.
Что делаем мы? Агрегируем все эти перевозки, соответственно, делаем их безопаснее, и в дальнейшем, я надеюсь, удастся этот рынок сделать полностью легальным.
На вопрос, почему не было официального ответа от «Яндекса» на многочисленные отрицательные отзывы в узбекском сегменте Facebook, а были только шаблонные фразы, могу сказать, что отвечал официальный сотрудник службы поддержки. И хотя у службы поддержки бывают шаблонные ответы, на самом деле каждый запрос рассматривается отдельно, проблема изучается и принимается индивидуальное решение. Очень важна обратная связь.
Как и у всех компаний, у нас есть проблема роста. Как только мы назначим руководителя отдела помощи и поддержки пользователей, ситуация устаканится. Нам нужен региональный директор, у которого есть четкое понимание специфики рынка и который сможет наладить работу сервиса так, чтобы он удовлетворял потребности пользователей.
Водителям, к сожалению, нелегко дается осмысление новых технологий, они пока не понимают, что чем чаще он возят, тем больше зарабатывают.
Фото: facebook.com/AlphaUzbekistan
Прогресс не остановить, но…
Есть знаменитая фраза Ильи Сегаловича, основателя «Яндекса»: «Прогресс невозможно остановить». Но мало кто знает, что это не вся цитата, это лишь ее первая часть. Я всегда говорил, что прогресс невозможно остановить, но все равно ничего работать не будет.
Думаю, вряд ли в зале найдется человек, у которого нет смартфона на iOS или Android. А ведь несколько лет назад никто не знал, что такое айфон, Стив Джобс вышел на сцену и показал непонятный гаджет. Когда он рассказывал, что это устройство включает в себя опции плеера, телефона и компьютера, люди не понимали, зачем это нужно, если у них уже есть отдельные устройства с этими функциями.
Многие вещи, без которых мы сейчас не можем представить нашу жизнь, проходили через эту стадию. Появляется какой-то новый продукт, все говорят, что ничего работать не будет, а через несколько лет все им пользуются, и он настолько вплотную входит в наши жизни, что мы даже не замечаем его присутствия.
«Яндекс» начался как поиск, сейчас поисковик есть у всех, никто не задумывается уже, что процессом поиска оперируют программисты, и чтобы мы что-то нашли, программисты должны прописывать коды, что под капотом огромное количество технологий. Мы раздражаемся, когда не находим нужный ответ на первых двух страницах поиска.
Когда мы запускали сервис такси в Москве, среднее ожидание автомобиля в городе было 40 минут. Вы звонили диспетчеру, вызывали такси и сорок минут ждали. Когда мы запустились, эта цифра сразу сократилась до 10 минут, и одна часть людей сказала: «Вау!», а другая спросила: «Зачем это надо?». Если ты собираешься куда-то поехать: в аэропорт или к друзьям посидеть, ты же заранее всё планируешь. Сейчас, когда бренд уже укоренился, люди начинают злиться уже после 5 минут ожидания.
«Яндекс.Такси» — это сервис, которым нужно пользоваться, чтобы он становился лучше. Мы намерены и дальше развиваться в Узбекистане, использовать и другие проекты из нашего широкого портфолио.
Безусловно, будем запускаться и в других городах, планируем начать уже в этом году. Кроме того, если получится договориться с ответственными лицами, хотим в Ташкенте запустить бесплатные курсы для разработчиков.
Ранее Spot писал, что пользователи в Узбекистане удаляют и снова скачивают «Яндекс.Такси».