До недавнего времени беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в Узбекистане были запрещены: в 2015 году было опубликовано постановление Кабинета министров, полностью запрещающее их ввоз, реализацию и использование.
Уже через год была внесена поправка об исключениях в особых случаях, предусмотренных Кабмином, а еще через несколько месяцев — принято отдельное положение о правилах эксплуатации БПЛА. Согласно им, запускать беспилотники могут только юридические лица и только для решения ведомственных задач.
В декабре прошлого года стало известно, что БПЛА будут использовать в сельском хозяйстве Узбекистана. В ХК «Узбекозиковкатхолдинг» была создана специализированная компания ООО «Беспилотные технологии».
О том, как идет работа по внедрению беспилотных систем, Spot рассказывают директор компании Шавкатжон Кодиров и разработчики программного обеспечения Ширин Ахмедходжаева, Хумоюн Аминаддинов и Дилмурод Мадрахимов.
Авиапарк, кадры и проекты
Сфер применения БПЛА очень много — экология, лесное хозяйство, строительство транспортной инфраструктуры, водных сооружений. По словам Шавкатжона Кодирова, для Узбекистана наиболее актуальны геодезия, картография, геология и нефтегазовая разведка и, конечно, сельское хозяйство.
В этих направлениях и работает компания. В основном с помощью дронов делают мониторинг посевов фермеров и аэросъемку.
«Птеро-G1». Фото из архива компании
Сейчас в авиапарке только один дрон — легкий БПЛА самолетного типа «Птеро-G1» российского производства. В ближайшее время авиапарк пополнится еще двумя БПЛА, в дальнейшем планируется закупить аппараты российской компании Geoscan самолетного и вертолетного типов.
Время полета аппарата — восемь часов (с учетом дозаправки он может находиться в воздухе шесть часов, два часа уходит на технические работы).
Максимальная высота полета — 5 км, но обычно облет совершается на высоте 500 метров. За один час он может облететь площадь в 1000 га.
Почему именно эта модель? При выборе руководствовались критериями экономичности и доступности.
«Мы изучили десяток производителей беспилотников, в том числе китайские, израильские, европейские. Остановились на российском производителе, потому что их дрон было легче всего доставить в Узбекистан: получение разрешения от регулирующих органов могло занять год в зависимости от страны, а российская компания предоставила его за три месяца», — объясняет Кодиров.
Дальше были сложности с поиском персонала:
«В Узбекистане есть технические специалисты, но нет операторов, которые могли бы управлять беспилотниками. Тогда мы решили искать сотрудников по объявлению. Провели ряд интервью, в том числе с пилотами и авиамодельерами».
В итоге отобрали двух специалистов и отправили их на обучение в Москву.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Месячный курс подготовки состоял из 20 дней изучения теоретического материала и 10 дней летной практики. Так как в Узбекистане другие климатические условия и особенности рельефа, решили провести дополнительное обучение: под руководством представителей компании «Птеро» налетали еще 20 часов в Ташкентской и Сурхандарьинской областях.
Это было в феврале, с тех пор компания выполнила пять проектов и уже вышла на прибыль.
Полет и форс-мажоры
Перед выездом на место работы компания подает заявку на облет территории, которая указана в руководстве, получает разрешение от «Узаэронавигации».
"На предстартовую подготовку уходит полчаса, мы проверяем работу авиационных и навигационных систем. После тестируем работоспособность полезной нагрузки БПЛА — фотоаппаратов".
Компания использует MicaSense RedEdge-M, которые снимают в мультиспектральном формате. Он нужен для отслеживания вегетационных индексов (количественный показатель растений, растущих на территории). Технические данные позволяют определить урожай сельскохозяйственных культур с точностью до 90%. Есть также цифровая камера Nikon D810 для работ в области картографии, цифровой модели рельефа.
После тестирования дается команда на взлет.
«У нас есть машина — рабочая станция для управления БПЛА. Дрон запускается с пневматической катапульты и выходит на заранее заданный маршрут полета. Весь полет снимается на видео».
Управление авионикой осуществляется при помощи PteRoBot, эта программа выглядит как приборная панель самолета и выводит на экран атмосферные и навигационные данные, высоту полета и его маршрут, а также другие технические параметры дрона.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Помимо прокладки маршрута, можно указать параметры полезной нагрузки. Программа автоматически рассчитает, как эффективно облететь территорию. При протяженности маршрута 1078 км охватывается площадь в 18 500 га. После облета дрон возвращается на исходную точку.
Во время полета два фотоаппарата работают параллельно на всей территории, затем на фото наносится система координат.
«Иногда случаются форс-мажорные ситуации, когда нам дают команду опуститься на 100 метров или приземлиться. Тогда мы прекращаем полет и ждем повторной команды на взлет. Было несколько случаев в Паркентском районе Ташкентской области. Нам было приказано вернуться на землю, пока в воздухе находятся самолеты НАК „Узбекистон хаво йуллари“. В итоге ждали до вечера, чтобы вернуться к работе».
Разработчики ПО — студенты IUT
Программное обеспечение для обработки снимков, полученных с камеры MicaSense RedEdge-M, разрабатывают несколько сотрудников компании — студенты Университета Инха в Ташкенте Ширин Ахмедходжаева, Хумоюн Аминаддинов и Дилмурод Мадрахимов.
Хумоюн Аминаддинов. Фото: Евгений Сорочин / Spot
ПО помогает проводить спектральный анализ, вычислять вегетационный индекс NDVI (простой количественный показатель количества фотосинтетически активной биомассы).
Программа обрабатывает RGB-диапазон и инфракрасный спектр. Она совмещает изображение и разные диапазоны для получения карты местности, которая будет показывать, где культуры растут лучше, где хуже, где плотнее, где рассеяннее. Путем совмещения этих каналов можно получить и другие вегетационные индексы карт.
Разработка началась в апреле, осенью планируется тестирование бета-версии. По словам Дилмурода, сложно было решить проблему выравнивания пикселей:
«Из-за того, что линзы фотоаппарата находятся друг от друга на расстоянии, возникает разница в пикселях. Мы должны были научить программу компоновать каждый пиксель изображения один к одному. На рынке имеются зарубежные аналоги таких программ, они предоставляют NDVI в виде фотографий, но прогноз по урожаю никто не делает. Можно сказать, мы сейчас в тренде».
Дилмурод Мадрахимов. Фото: Евгений Сорочин / Spot
Продвижение и планы на производство
Как отмечает Ширин, фермеры пока не очень восприимчивы к беспилотной технике:
«У нас уже есть небольшая аудитория, но проблема в том, что очень малый процент из них фермеры. А ведь это и есть наши настоящие пользователи и клиенты. Поэтому мы стараемся как можно больше говорить о своей работе».
Ширин Ахмедходжаева. Фото: Евгений Сорочин / Spot
«Мы обдумываем производство дронов в Узбекистане, возможно, сборки по лицензии. Но для начала нужно изучить потребности рынка. Например, для нужд сельского хозяйства страны нужно как минимум 100 дронов», — рассуждает Шавкатжон.
У компании есть отечественные и зарубежные партнеры. Так, для страховой компании Gross Insurance сделали проект в Джизакской области — облет района и инвентаризацию земель. Инвентаризация нужна, чтобы определить, сколько посевных площадей отдается под выращивание хлопчатника, потому что земли страхуются только при наличии выращиваемых культур.
«Многие пока с недоверием относятся к дронам, мы должны преодолеть этот этап. Нужно не только рассказывать о новых технологиях, но и дать людям время привыкнуть к ним. Мы живем в век инноваций, постоянного развития и движения, поэтому внедрение технологий БПЛА в Узбекистане и в других перспективных сферах — это только вопрос времени».