В начале года в Узбекистане законодательно утвердили курс на развитие и внедрение «цифровых» банков. В частности, создание соответствующих условий должно стать основной задачей Центрального банка как регулятора. Spot следит, как это выполняется на практике.
21 декабря 2017 года
Центральный банк подводит итоги года и рассказывает о планах на 2018 год, среди которых внедрение удаленной идентификации пользователей. Регулятор отмечает, что расширение функциональных возможностей мобильных приложений (Click, Payme, Hamkormobile и другие) порождает необходимость развития удаленной идентификации пользователей для удаленного управления банковскими счетами.
9 января 2018 года
Выходит указ Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан». Впервые появляется термин «цифровые банки», одной из главных задач регулятора становится создание условий для их работы. Центробанку ставится задача усовершенствовать дистанционное банковское обслуживание посредством инновационных банковских технологий, которое позволило бы проводить банковские операции удаленно и в режиме онлайн.
16 января 2018 года
Центральный банк в подробностях рассказывает о планах на 2018 год, среди которых внедрение дистанционной купли-продажи иностранной валюты. Таким образом, будет доступна конверсия между платежными картами в национальной и иностранной валюте через мобильные приложения банков.
26 января 2018 года
В Узбекистане вводится новый термин — «электронная оферта». Теперь в стране официально можно открывать и закрывать вклад онлайн, управлять им дистанционно.
31 января 2018 года
Три дня спустя банки начинают предлагать клиентам онлайн-вклады. Первым об этом публично сообщил «Хамкорбанк». Для открытия вклада нужно мобильное приложение банка и сумовая пластиковая карта.
17 февраля 2018 года
Центральный банк сообщает, что один раз посетить банк все-таки придется — чтобы открыть первичный счет. Зато управлять им, закрывать и открывать новые вклады можно будет удаленно через мобильные приложения банка. При этом даже необязательна электронная цифровая подпись.
2 марта 2018 года
UzCard объявила, что работает над кобейджинговыми картами, которые позволят в разы расширить возможности дистанционных банковских услуг хотя бы за тот счет, что будут поддерживать 3D-secure (технология, при которой все платежи должны подтверждаться не только паролем, но и кодом в SMS-сообщении).
6 марта 2018 года
«Узпромстройбанк» начал искать разработчика для создания услуги онлайн-вкладов — компания объявила конкурс по выбору партнера на разработку программного комплекса.
7 марта 2018 года
Опубликован законопроект по кардинальному повышению доступности банковских услуг, который предлагает до 1 апреля внедрить механизм снятия наличной иностранной валюты с международных пластиковых карт и внедрить дистанционную систему для купли-продажи иностранной валюты.
14 марта 2018 года
Spot публикует интервью с генеральным директором Единого общереспубликанского процессингового центра Ахрором Махмудовым, который рассказывает, что пилотные кобейджинговые карты появятся уже в ближайшие месяцы, а все 28 банков планируется подключить к ним до 1 июня. Там же отмечается, что все карты будут поддерживать NFC, что позволит проводить бесконтактные платежи.
24 марта 2018 года
Президент подписал постановление «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг», которым законодательно утверждено внедрение новых дистанционных услуг в банках, включая государственную процессинговую организацию по осуществлению безналичных расчетов на основе банковских карт.
26 марта 2018 года
Банки начали внедрять онлайн-конверсию. Первым об этом сообщил «Хамкорбанк», затем был Узнацбанк. Так как кобейджинговых карт еще нет, то можно конвертировать средства с сумовой карты на конверсионные и валютные карты этих банков.
27 марта 2018 года
Опубликован законопроект «О минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг», в котором Центральный банк предлагает внедрить онлайн-микрозаймы, обязать все банки создавать личные кабинеты для клиентов и активнее заниматься обновлением информации на своих сайтах (публиковать больше информации, добавлять новые каналы коммуникации).
20 июня 2018 года
Центральный банк впервые вводит определение «цифрового банка» — это банк или его структурное подразделение, которое оказывает банковские услуги на расстоянии при помощи инновационных технологий (без услуг кассы).
29 июня 2018 года
Для работы цифровых банков необходима возможность удаленной идентификации клиентов-физических лиц. В Центральном банке на официальный запрос сообщили, что на этом пути ведутся работы в двух направлениях: первое — организация электронного взаимодействия банков через шлюз ЦБ с информационной системой «Электронное правительство» (Центральной базой физических лиц), второе — разработка банками мобильных приложений и расширение их функциональности.
При всем при этом, в Узбекистане все еще нет ни одного полностью «цифрового» банка (mobile-only) — организации, которая предоставляет банковские услуги удаленно, не имея физических офисов продаж и обслуживания.
Такие есть в США (Simple, GoBank), России («Рокетбанк», «Тинькофф Банк»), Великобритании (Monzo, Starling Bank), Германии (Fidor, Number26) и других странах. Вполне возможно, что такой банк появится в Узбекистане уже до конца года.
Материал дополняется по мере поступления новостей.