Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».
В документе говорится, что последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики и улучшения инвестиционной привлекательности страны.
Имеющиеся проблемы
Отмечается, что вместе с тем результаты изучения показали ряд системных проблем в данной сфере, в числе которых:
- высокий уровень налогового бремени для плательщиков общеустановленных налогов, а также значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;
- неэффективная система взимания налога на добавленную стоимость, наличие обязательных платежей, отвлекающих оборотные средства налогоплательщиков, а также приводящие к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции и препятствующие развитию кооперации между крупным и малым бизнесом;
- высокая ставка налогов на фонд оплаты труда, приводящая к сокрытию налогоплательщиками реальной численности работников и фонда оплаты труда;
- широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера, негативно сказывающаяся на обеспечении здоровой конкуренции в связи с отсутствием действенной системы мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот;
- несовершенство механизмов обмена информацией между государственными органами и организациями, форм и методов электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля;
- отсутствие четкой системы анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности, негативно отражающееся на качестве проводимых контрольных мероприятий и препятствующее снижению вмешательства в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства;
- недостаточный уровень собираемости местных налогов и сборов вследствие неэффективности механизмов их администрирования, а также отсутствие полноценного учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков.
Основные направления концепции
В целях устранения имеющихся системных проблем определены основные направления Концепции совершенствования налоговой политики:
- снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;
- оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;
- обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета и его доходов;
- упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;
- обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;
- сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;
- совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.
С 1 января 2019 года в рамках концепции:
а) во-первых, снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда:
- вводится единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 12% для всех граждан, из них 0,1% направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 МРЗП;
- отменяются страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;
- устанавливается, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единый социальный платеж в размере 25% для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде в размере 50% и более, юридических лиц в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурным подразделениям, а также снижается ставка данного платежа с 15 до 12% для остальных юридических лиц;
б) во-вторых, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота, а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:
- отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота юридических лиц;
- снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12%, для коммерческих банков — с 22 до 20%, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи с 14 до 20% с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;
- снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5%;
- перевода предприятий, имеющих годовой оборот по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;
- введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;
- совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти;
в) в-третьих, реализуются меры по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения, путем:
- снижения ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2% с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам;
- установления для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот до 1 миллиарда сумов, порядка исчисления и уплаты налога с оборота с базовой ставкой в размере 4% и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе;
- сохранения порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога;
г) в-четвертых, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:
- сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20% в с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;
- предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;
- объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.
Поручения
Рабочей комиссии поручено:
- в недельный срок организовать работу экспертных групп по соответствующим направлениям, в том числе с привлечением к их работе экспертов и представителей бизнеса, имеющих практический опыт в сфере налогообложения;
- в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить подготовку предложений по отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций, и введению порядка предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот соответственно Налоговым и Таможенным кодексами;
- в срок до 1 декабря 2018 года обеспечить разработку проекта Налогового кодекса в новой редакции, с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций, исходя из основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики с обеспечением его широкого общественного обсуждения.
Кабинету Министров в двухмесячный срок поручено:
а) утвердить комплекс мероприятий, направленный на предотвращение резкого роста административных расходов налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств, предусматривающий:
- повышение квалификации работников органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, в том числе по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль юридических лиц;
- упрощение налоговой отчетности и обеспечение ее интеграции с программными продуктами по введению автоматизированного бухгалтерского учета;
- программу мер по кардинальному совершенствованию налогового администрирования, включая периодичность уплаты налогов;
- внедрение порядка персонализированного учета начисленной заработной платы, необходимого для исчисления пенсии.
б) обеспечить критический пересмотр и сокращение видов деятельности, разрешенных к осуществлению индивидуальными предпринимателями;
в) утвердить перечень государственных органов и организаций, базы данных которых интегрируются в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов.
Счетной палате совместно с Государственным налоговым комитетом в срок до 1 января 2019 года поручено провести изучение достоверности базы данных министерств и ведомств, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей и разработать «Дорожные карты» по обеспечению их достоверности.
Там же ряд поручений дан другим ведомствам.
Ранее Spot писал, что предлагает проект концепции налоговой реформы.