Директор по развитию ОНК Rastax group, налоговый консультант, аудитор
Который месяц налоговую реформу обсуждали в СМИ и социальных сетях. И вот наконец Президент подписал указ «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».
Изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.
Какие основные три аспекта налогообложения предусматривает концепция?
- В первую очередь — существенное сокращение налогов на труд. Для крупного бизнеса — более чем в 2 раза, для малого — примерно на 40%.
- Во-вторых, создание непрерывной цепочки НДС для субъектов предпринимательства с оборотом свыше 1 млрд сумов в год, с возможностью полноценного зачета.
- И в-третьих, совокупное снижение налоговой нагрузки на бизнес и создание мотивации для укрупнения предприятий.
На первый взгляд многим может показаться, что введение общеустановленных налогов в сравнении с более низкой ставкой единого налогового платежа (ЕНП) губительно скажется на малом бизнесе Узбекистана, который десятки лет поддерживался государством. Заверю вас, это не так.
Общеустановленные налоги в принятой концепции представлены НДС и налогом на прибыль. Сущность НДС такова, что налог уплачивается лишь с добавленной стоимости (труд + наценка), а не со всего оборота, в противовес ЕНП.
Налог на прибыль как классический прямой налог более справедлив и уплачивается лишь с оставшейся в распоряжении прибыли предприятия.
Соглашусь, предлагаемый в проекте концепции налог на распределенную прибыль очевидно имел больше возможностей для стимулирования роста экономики, но вместе с тем практически не поддавался точному прогнозированию в целях пополнения бюджета, поэтому, скорее всего, исходя из консерватизма, был отвергнут правительством.
Даже реформаторской Грузии потребовалось 12 лет, чтобы внедрить этот механизм при расчета налога на прибыль. И всё же, слова словами, а у финансистов говорят только цифры.
Моя статья посвящена малому бизнесу, рассматривать будем только его — в трех ипостасях: текущее состояние налоговой нагрузки, малый бизнес с годовым оборотом до 1 млрд сум и бизнес, не относящийся к «малому», исходя из концептуальных критериев.
Малый бизнес с уплатой ЕНП в 2018 году
Думаю, многим известно, что ставки ЕНП разнятся в зависимости от вида деятельности, поэтому для примера сейчас и далее я буду брать три основных вида деятельности и, соответственно, три разные ставки ЕНП.
Розничная торговля | Производство | Посредничество | |
ЕНП | 4% | 5% | 33% |
Доля труда в выручке | 15% | 30% | 20% |
Средний процент налогов на труд* | 40% | 40% | 40% |
Налоги на труд в выручке | 6% | 12% | 8% |
Итого налоги (ЕНП + налоги на труд) | 10% | 17% | 41% |
Рентабельность бизнеса | 20% | 20% | 20% |
Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности) | 50% | 85% | 205% |
Примечание: 17% НДФЛ, 15% ЕСП и 8% социальные взносы
На примере видно, что посредническим фирмам совершенно невыгодно находиться на упрощенной системе налогообложения, и грамотные бухгалтеры, зная это, с самого начала платят общеустановленные налоги. Благодаря этому в среднем такие фирмы экономят около 10% с оборота (или 50% прибыли при той же условной рентабельности 20%).
Согласно кривой Лаффера, изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40−50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Основной задачей налогоплательщиков становится поиск возможных методов ухода от налогообложения, включая концентрацию в теневом секторе экономики.
Малый бизнес с годовым оборотом до 1 млрд сумов в 2019 году
Розничная торговля | Производство | Посредничество | |
ЕНП | 4% | 4% | 4% |
Доля труда в выручке | 15% | 30% | 20% |
Средний процент налогов на труд* | 24% | 24% | 24% |
Налоги на труд в выручке | 4% | 7% | 5% |
Итого налоги (ЕНП + налоги на труд) | 8% | 11% | 9% |
Рентабельность бизнеса | 20% | 20% | 20% |
Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности) | 38% | 56% | 44% |
Примечание: 12% НДФЛ и 12% ЕСП
Бизнес с годовым оборотом свыше 1 млрд сумов в 2019 году
Розничная торговля | Производство | Посредничество | |
Доля труда в выручке | 15% | 30% | 20% |
Средний процент налогов на труд | 24% | 24% | 24% |
Налоги на труд в выручке | 4% | 7% | 5% |
Рентабельность бизнеса | 20% | 20% | 20% |
Налоги на труд в прибыли | 18% | 36% | 24% |
Налог на прибыль | 12% | 12% | 12% |
Налоговая нагрузка (отношение размера налогов к рентабельности) | 30% | 48% | 36% |
Примечание: при расчете налоговой нагрузки проигнорированы косвенные налоги, поскольку они не влияют на прибыль, а взимаются с покупателя
Сравнивая налоговую нагрузку на малый бизнес сейчас с той, что вступит в действие с 1 января 2019 года, остается только сожалеть, что концепция не предусматривает ее досрочного применения.
Вы можете наглядно наблюдать существенную экономию на налогах, которую разумный собственник направит на воспроизводство и реинвестирование:
Розничная торговля | Производство | Посредничество | |
Малый бизнес | 24% | 34% | 79% |
Не малый бизнес | 40% | 44% | 82% |
Также следует обратить внимание, что так называемый «не малый» бизнес находится в более выгодном положении в сравнении с привычно поддерживаемым микропредпринимательством.
Напомню, в концепции для налогоплательщиков с годовым оборотом в пределах 1 млрд сумов предусмотрена, наравне с уплатой налога с оборота в 4%, возможность уплаты НДС на добровольной основе, механизм которой будет содержаться уже в новом Налоговом кодексе.
Однако, лично на мой взгляд, реальный эффект для развития малого бизнеса будет достигнут в случае получения возможности добровольной уплаты всех общеустановленных налогов, а не только НДС.
Примечание: в статье я игнорирую введение ресурсных налогов по двум причинам:
- В заданных условиях малый бизнес не облагает значимым имуществом, провоцирующим существенный отток денежных средств.
- Если у предприятия имеются средства для приобретения дорогостоящих активов, то, очевидно, эти активы имеют способность генерировать достаточный денежный приток, позволяющий уплачивать естественные для всего мира ресурсные налоги.
Ранее специально для Spot эксперт по налогообложению персонала Лидия Степанова сравнивала действующую прогрессивную шкалу подоходного налога и плоскую, которая вводится с 1 января 2019 года.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.